Геология

Теория государства и права

Физика

Педагогика

Бухгалтерский учет

Транспорт

Культурология

Радиоэлектроника

Историческая личность

Философия

География, Экономическая география

Охрана природы, Экология, Природопользование

Психология, Общение, Человек

История

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Гражданская оборона

Менеджмент (Теория управления и организации)

История государства и права зарубежных стран

Программное обеспечение

История отечественного государства и права

Налоговое право

Таможенное право

Технология

Физкультура и Спорт, Здоровье

Литература, Лингвистика

Программирование, Базы данных

Медицина

Материаловедение

Земельное право

Конституционное (государственное) право России

Москвоведение

Сельское хозяйство

Право

Компьютеры, Программирование

Гражданское право

Маркетинг, товароведение, реклама

Астрономия

Иностранные языки

Нероссийское законодательство

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Биология

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Социология

Математика

Экономико-математическое моделирование

Религия

Экономика и Финансы

Искусство

Административное право

Компьютеры и периферийные устройства

Музыка

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Российское предпринимательское право

Астрономия, Авиация, Космонавтика

Трудовое право

Банковское дело и кредитование

Муниципальное право России

Военное дело

Пищевые продукты

Политология, Политистория

Экскурсии и туризм

Криминалистика и криминология

Экологическое право

Физкультура и Спорт

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Архитектура

Промышленность и Производство

Компьютерные сети

Банковское право

Военная кафедра

Римское право

Биржевое дело

Ценные бумаги

Прокурорский надзор

Гражданское процессуальное право

Уголовный процесс

Химия

Теория систем управления

Финансовое право

Металлургия

Страховое право

Искусство, Культура, Литература

Законодательство и право

Авиация

История экономических учений

Подобные работы

Мировоззрение супругов и удовлетворенность браком

echo "Повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важней

Теоретические подходы к объяснению различий в психике, связанные с половой принадлежностью

echo "Первые исследования гендерных стереотипов были связаны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям женщин и мужчин друг о друге и о себе. С 60-х гг. большую популярност

Эгоцентрическая речь и мышление. Критика феномена эгоцентрической речи Л.С. Выготским

echo "Выполнила: Гурьянова А.Ю. студентка филологического факультета, 204 группы. Москва 2005г. П л а н: 1.Введение. Основные термины. 2.Ж. Пиаже. Теория детского эгоцентризма. а) основные этапы на

Один из знаменитых основоположников психодиагностики - Френсис Гальтон

echo "Находясь под влиянием одного из принципов эволюционной теории Дарвина, Гальтон объявил эти различия преимущественно наследственными факторами. Постановка вопроса о роли этих факторов в развитии

Характер. Типология характера по Фромму

echo "Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манера общения, в способах р

Шпаргалки по психологическому консультированию

echo "Задачи: Выслушивание клиента. Облегчение эмоционального состояния клиента. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно

Измененные состояния сознания в системе религиозного опыта

echo "Появляется все больше и больше эзотерической литературы, посвященной измененным состояниям, разнообразным обрядам и психотехникам. Однако отсутствие научного осмысления этих возможностей в резу

Методы психологического познания

echo "Психология, как и каждая наука, пользуется большим количеством разных методов. Психика, сознание изучается психологией в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведен

Измененные состояния сознания в системе религиозного опыта

Появляется все больше и больше эзотерической литературы, посвященной измененным состояниям, разнообразным обрядам и психотехникам.

Однако отсутствие научного осмысления этих возможностей в результате игнорирования их большей частью научного сообщества превращает использование таких психотехник в игру со многими неизвестными, подчас опасную.

Необходимы 'картографии внутреннего пространства', опирающиеся на дальнейшую разработку фундаментальных для психологии вопросов о природе сознания. Целью данного исследования являются ГЛАВА I . ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ В СИТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1.1. Система религиозного опыта и измененные состояния сознания. Виды измененных состояний Один из основателей психологии религии американский философпрагматист Джеимс (1842—1910) разработал понятие религиозного опыта, под которым понимал субъективные религиозные феномены в различных формах — мистические видения, экстатические состояния , экзальтированные созерцания, галлюцинации и проч.[5] Иссл едование религиозного опыта Джеймса опирается на материалы самонаблю дения — дневники, автобиографические записки верующих, религиозных мистиков, аскетов, отшельников, ясновидящих и т.д., ведь чтоб ы понимать какое-нибудь чувство, человек должен сам ощущать его.

Арнольд Людвиг сформулировал определение измененного состояния сознания (ИСС) как «любое психическое состояние, вызванное разнообразными физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом (или объективным наблюдателем этого субъекта) и весьма отклоняется от подвижного бодрствующего сознания». Если рассматривать сознание в виде многомерного пространства, где каждое измерение представляет какую-то грань восприятия или чувственного опыта, то различные ИСС можно охарактеризовать как континуум разных измерений. Что касается харизматических групп, то в этот диапазон измерений входят: ощущение времени, персональная идентичность, зрительное восприятие и инстинктивные потребности организма.

Каждое измерение добавляет полноты персональному состоянию сознания и позволяет находить подобия и различия между различными измененными состояниями. Можно выделить четыре шкалы ИСС : 1. Изменение эмоциональных состояний. 2. Изменение восприятия мира. 3. Изменение волевого самоконтроля. 4. Изменения самосознания и самотождественности личности.

Конкретные трансовые состояния или ИСС можно рас сматривать как суперпозицию соответствующих четырех па раметров.

Изменение эмоциональных состояний психики включа ет в себя как количественные изменения, связанные с изменением интенсивности обычных эмоций, так и качест венные, связанные с достижением нестандартных эмоцион альных состояний. В различных древних источниках описываются четыре базовых эмоциональных состояния, причем можно про вести параллели между этими описаниями в разных куль турах. Так, в индийской традиции выделяют следующие состояния : вира - «героическое» состояние, готовность к действию, защите других, принятию ответственности; бхога - удовлетворенность, расслабленно-милостивое состояние; йога - рефлексия и самоуглубленность; абхичарика - состояние всепоглощающего гнева, по требности в разрушении.

Данные состояния считались идеальными, их, по пред ставлениям индусов, в чистом виде могли достигать толь ко боги или великие мудрецы.

Однако состояние религиозного экстаза могло приближаться к одному из этих со стояний.

Описанная система во многом перекликается с тибетской традицией ваджраяны, в которой подобные состояния соответствовали различным сторонам четырехуголь ной мандалы, выражавшей психическую жизнь человека.

Похожие изменения эмоциональных состояний наблюдали С. Грофф и его последователи в ходе исследования данного феномена. На основании анализа описаний пациентов, которых вводили в ИСС с помощью ЛСД, а также интенсивных дыхательных методов (ребефинга, холотропного дыхания и т.д.), С. Грофф установил, что все они испытывали сходные эмоциональные состояния. Уче ный назвал эти состояния четырьмя пренатальными матрицами. 1.Изменения в восприятии окружающих объектов, абстрактные и эстетические переживания и фантазии, характеризующиеся специфической стимуляцией сенсорных модальностей - кинестетической, слуховой, зрительной. 2.Биографические, включающие комплексы эмоционально значимых воспоминаний и символические переживания, которые можно расшифровать в рамках теоретических схем Фрейда и Адлера. 3.Перинатальные - переживания, связанные с повторным проживанием биологического рождения и конфронтацией со смертью. Этапы рождения и смерти связаны, по Гроффу, в 'системы конденсированного опыта' - динамические сочетания воспоминаний с сопутствующими им фантазиями из различных периодов жизни человека, объединенные сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивными телесными ощущениями одного и того же типа и другими элементами. 4.Очень широкий спектр трансперсональных переживаний, включающий архетипические переживания, паранормальные явления, глубокие мистические прозрения.

Известны и другие классификации эмоциональных состояний. Так, индийская традиция выделяет 18 базовых эмоциональных состояний (раса), из которых 10 считаются земными, человеческими, а 8 - высшими, божественными. К человеческим раса относились: любовь, смех, со страдание, гнев, мужество, страх, отвращение, изумление, спокойствие, родственная близость.

Божественные раса достигаются с помощью медитаций и не могут быть опи саны человеческим языком.

Изменение восприятия или способа видения мира могут носить как глобальный, так и локальный характер. К первым относятся зрительные, слуховые галлюцинации и псевдогаллюцинации, полностью изменяющие характер окружающего мира. К локальным изменениям восприятия относятся эффекты зрительных, аудиальных и кинестических агнозий, проявляющихся, например, у экстрасенсов.

Кинестетические сенсопатии, возникающие в связи с диагностическими и лечебными манипуляциями, пред ставляли собой ощущения тепла, холода, покалывания, боли или вибрации в кончиках пальцев или ладонях, чув ство «потока энергии», проходящего по телу и рукам.

Сенсопатии зрительной модальности представляли собой видения ауры или внутренних органов пациентов и у большинства испытуемых сопровождались ощущением сужения сознания.

Сенсопатии аудиалъной модальности выражались в об ращении к тем или иным высшим силам (Абсолюту, энер гоинформационному полю) и получении от них ответов.

Изменение волевой составляющей психики человека проявляется в так называемых автоматизмах - психических состояниях, в которых человек совершает действия, неподконтрольные воле, разуму или неосознаваемые воо бще.

Наиболее мягкой формой автоматизма является совершение действий по приказу «свыше». В этом случае у человека остается возможность не выполнить приказ, если он не соответствует его моральным или какими-либо иными нормам. При более сильных проявлениях автоматизмов человек может осознать, что действия, совершаемые его телом, регулируются не им.

Предельным проявлением автоматизма является совершение человеком действий, память о которых полно стью утрачивается.

Фактически некоторый отрезок време ни полностью выпадает из жизни человека.

Природа автоматизмов может быть различной. Зачастую автоматизм - это проявление болезненных психических состояний, принимающих религиозные формы, например религиозный бред.

Автоматизмы могут быть также индуцированы методом внушения или появляться вследствие психологического заражения.

Последнее особенно часто проявляется в харизматических системах.

Некоторые религиозные системы придают автоматизмам очень большое значение и используют особые методы для их достижения.

Прежде всего это некоторые шаманские практики, направленные на «вселение духа», извест ные как в первобытных культурах, так и в более современ ных религиозных системах, типа ваджраяны, суфизма, ву-ду.

Подобное «вселение духа» представляет собой трансовое состояние, в котором доминирующим психическим образованием, управляющим поведением человека, явля ется одна из вторичных субличностей, в обычных условиях вытесненная на подсознательный уровень. Для достижения этого состояния использовались в ос новном психологические методы, такие как особые движе ния, вибрации, пение повторяющихся звуковых сочетаний, кружение на одном месте и другие методы, утомляющие и отключающие сознание. В качестве примеров таких методов вспомним кришнаитскую джапа-медитацию и суфийские кружения. Идеи слияния с божеством присущи различным культурам: индийской, тибетской, техникам слияния с идамом (особым духом), шаманизме, когда происходит временное слияние шамана с духом-помощником во время шаманского транса, и даже христианстве.

Сущность пути слияния состоит в том, что сознание адепта временно или навсегда сливается с одной из субличностей индивиду ального или коллективного бессознательного (чаще сверх сознательного), приобретая при этом знания, опыт и воз можности этой субличности. Если индивидуальное «я» при этом уничтожается, адепт достигает и конечной цели ос вобождения, т.е. выхода из всех этических и духовных пе рипетий, связанных с борьбой подсознания и сверхсознания. В зависимости от того, происходит ли объединение сознания с подсознательными или сверхсознательными архетипами, речь идет о слиянии с Богом либо о «повышении Природности», возврате к Природе, слиянии с ней. В ходе исследований, проводимых в рамках транспер сональной психологии, появились различные классифика ции степени самотождественности личности. Одну из них приводит Д. Корнфильд.

Согласно его представлениям, существует несколько уровней развития человека, которые в разных традициях описываются по-разному. На первом уровне люди просто осознают, что они «спят». Это одно из самых важных прозрений.

Стараясь фиксировать внимание на себе и пребывать в настоящем настолько, насколько это возможно, на протяжении всего дня они изумляются тому, как долго пребывают в состоя нии «автопилота». Это прозрение означает начало измене ний, поскольку люди начинают видеть преимущества реального пробуждения и стремиться к более интенсивной практике, к более реалистичному видению себя в своем мире.

Второй уровень прозрений условно можно назвать уровнем психодинамических или персональных откровений. Люди начинают более отчетливо видеть паттерны своих мотиваций и своего поведения.

Человек может, например, заметить: «Надо же, когда я обратил на это вни мание, то понял, что всегда рассказываю людям что-то оп ределенным образом, потому что постоянно жду одобрения», или «Я всегда стараюсь выглядеть хорошо», или «Я всегда боюсь этого» и т.д. В ходе осознавания посредством слушания и концентрации внимания возникает озарение, которое очень похоже на психотерапевтический инсайт.

Прозрение и согласие, которые приходят когда безоце ночно сознаются наши структуры, способствуют психиче скому равновесию, усвоению способов уменьшения невро зов и страданий.

Глубже психологических прозрений лежат уровни практики, о которых часто упоминает восточная классическая литература. Это уровни различных состояний транса, или дхъяны - очень высокой поглощенности или концентрации.

Подобные состояния концентрации имеют тот недостаток, что ведут прежде всего к измененным состояниям сознания, а не к фундаментальным и устойчивым изменениям личности. И наконец, область опыта, лежащего за психодинамиче ским и личностным уровнем, - это надличностные пережи вания. На этом уровне осознавания возможен целый спектр различных переживаний. Так, человек может разо-тождествиться со своим телом или разумом, начиная видеть, как возникают желания и мотивации, независимо от содержания конкретного желания. Можно ясно увидеть, как от мгновения к мгновению растворяется самость, и это часто ведет в область страха, ужаса, своеобразной внутрен ней смерти. Позже из этого сознавания спонтанно возни кает «отпускание» личной мотивации, а вместе с этим растет сознавание любви, или в терминологии буддизма «соз нание Бодхисаттвы». Когда твердыня самости разрушена, возникает видение метафизической связи между всем окружающим, которое приводит к различным альтруистическим состояниям и, возможно, к высшей степени просветленности, когда мы способны видеть свое существование как игру в энергетическом поле, которым является весь мир. На этом же уроне возможно отождествление себя с одним из архетипических образов или переживание базо вых натальных матриц.

Наиболее глубокие исследования этих состояний про вел С. Грофф, используя сеансы ЛСД-терапии и других ис кусственно индуцируемых трансовых состояний, например дыхательных техник. Он выделил следующие типы подобных переживаний: 1. Переживания эмбриона и плода. 2. Архетипические переживания и сложные мифологические эпизоды. Среди наиболее универсальных архетипов, с которыми может отождествляться человек, - образ Матери, Отца, Ребенка, Женщины, Мужчины или Любящего.

Многие обобщенные роли воспринимаются как сакральные, как воплощенные архетипы Великой Матери, Ужасной Матери, Матери-Земли, Матери-Природы, Великого Гермафродита или Космического человека. Часто встречаются архетипы, олицетворяющие определенные аспекты личности, - Тень, Анимуса или Аниму и Персону.

Нередко неискушенные люди рассказывают истории, очень напоминающие древние мифологические сюжеты Месопотамии, Индии, Египта, Греции, Центральной Америки и других стран. Эти истории можно сравнить с юнговским описанием неизвестных, но явно архетипических тем детских снов и снов наивных пациентов, а также с симптоматикой некоторых людей, страдающих шизофренией.

Отмечалось, что в результате ЛСД-сессий некоторые люди проникают в различные системы эзотерического знания. Так, люди, не имеющие понятия о Каббале, переживают состояния, описанные в книге Зогар и Сефер Ие-цира, и демонстрируют неожиданную осведомленность в каббалистической символике.

Подобный феномен внезапно сформированного понимания наблюдался также в таких древних формах предсказания, как по книге И цзин («Книге перемен») или картам Таро. 3. Соматические эффекты, подобные активации чакр в индийской традиции, - ощущение мгновенного и мощного высвобождения энергии, движения ее по телу, сопровождающееся глубокими и драматическими переживаниями. 4. Сознание Универсального Разума, в котором человек переживает всеобъемлющее единство существования. 5. Сверхкосмическая и метакосмическая пустота, которая, возможно, соотносится с переживанием махашунь-яты в буддизме. 1.2. Попытки исследования измененных состояний сознания Попытки научного осмысления необычных психических способностей и состояний сознания предпринимались со времен Месмера.

Однако до недавнего времени 'экстравертированное сознание', состояние 'нормального' бодрствования рассматривалось большинством ученых как единственное состояние, достойное изучения.

Согласно классической концепции слабость активации приводит к дремоте и сну, а слишком сильная активация - к дезорганизации поведения, рассматриваемой уже как патологическое явление, если человек оказывается неспособным восстановить равновесие. До сих пор большинством западных интеллектуалов молчаливо признается шкала ценностей, изображенная на рисунке 1.1 (по данным Ч. Тарта). Рис.1.1 наименее ценные состояния сознания наиболее ценные состояния сознания Однако многих привлекает возможность выбирать те состояния, в которых они чувствуют себя 'поднявшимися' на более высокий уровень бытия, или, просто, избавленными от дискомфорта, доставляемого повседневной реальностью. Этот подход нашел свое выражение в работах психологов гуманистического направления. Вслед за Юнгом, придавшим огромное значение духовным измерениям психики, Р. Ассаджиоли интерпретировал многие из явлений, которые официальная медицина считает психопатологическими, как сопутствующие духовному раскрытию. А. Мэслоу на основе широких исследований многих мистических (или 'пиковых', 'вершинных' по его определению) переживаний опроверг традиционное психиатрическое воззрение, приравнивавшее их к психозам, признал их ведущими к самоактуализации.

Подобные 'положительные' состояния стали называться 'расширенными состояниями сознания' (РСС). Концепция сна как особого активного состояния сознания (БДГ-сон), исследование шизофрении и маниакально-депрессивного психоза подготовили почву для всевозможных исследований различных состояний сознания и способов перехода из одного состояния в другое. Ч. Тарт называет термином 'дискретное состояние сознания' (ДСС) совокупность психических структур, активную систему, элементами которой являются психические подсистемы, которые могут отчасти варьировать в пределах одного и того же ДСС, но совокупность свойств системы в целом остается примерно одной и той же.

Примерами ДСС могут служить обычное бодрствование, сон со сновидениями или без них, гипнотическое состояние, опьянение алкоголем, состояние депрессии, интоксикация марихуаной и др.

Существуют процессы, стабилизирующие и разрушающие определенное ДСС. Например, некоторые ДСС могут разрушаться из-за перегруженности раздражителями (один из методов наведения транса), или из-за их полного отсутствия (в условиях сенсорной изоляции) либо из-за какого-то аномального раздражителя, выходящего за рамки обычного восприятия. Ф еномен измененного сознания трудно вписывается в современные модели психологии.

Главная проблема изучения измененных состояний сознания заключается в том, что исследования психической деятельности обычно проводятся на уровне наблюдаемого поведения, или нейрофизиологии, и обычно не затрагивают субъективные аспекты опыта. А как можно воспроизвести субъективные ощущения? Стэн Грофф – один из немногих, кто совершил фундаментальные исследования в области измененных состояний сознания, основываясь на собственном опыте. Он выявил роли измененных состояний при психических болезнях, возможностей использования этих состояний для терапии. Итак, р елигиозный опыт – субъективные религиозные феномены в различных формах — мистические видения, экстатические состояния , экзальтированные созерцания, галлюцинации и прочее. Иссл едование религиозного опыта осуществляется при помощи анализа материалов самонаблю дения верующих — дневники, автобиографические записки.

Измененное состояние сознания – это любое психическое состояние, вызванное разнообразными физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом. В индийских древних источниках описываются четыре базовых эмоциональных состояния, причем можно про вести параллели между этими описаниями в разных куль турах, это: · готовность к действию, защите других, принятию ответственности; · состояние; · · состояние всепоглощающего гнева, по требности в разрушении примерная классификация встречается в тибетской традиции, трансперсональной психологии. Также существуют локальные изменения восприятия. К ним относятся эффекты зрительных, аудиальных и кинестических агнозий.

Изменение волевой составляющей психики человека проявляется и в так называемых автоматизмах - психических состояниях, в которых человек совершает действия, неподконтрольные воле, разуму или неосознаваемые воо бще.

Исследованиями ИСС занимались: Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Мэслоу, Ч. Тарт, С. Грофф. Но до сих пор ИСС в системе религиозного опыта трудно вписываются в современной модели психологии, и ИСС в системе религиозного опыта остаются одним из наименее изученных вопросов в психологии. ГЛАВА II . МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА Учитывая важность ИСС в системе религиозного опыта, в рамках большинства религий были разработаны методы искусственного вызывания таких состояний. Можно выделить четыре группы подобных методов; 1. Медитативные практики. 2. Психосоматические методы. 3. Дыхательные практики. 4. Использование наркотических веществ.

Медитативные практики Медитативные методы основаны на управлении функциями психики с помощью концентрации внимания (пассивная медитация) или воли (активная медитация). Поскольку не только методы, но и способы медитирования, вообще говоря, различны, остановимся кратко на типологии медитаций по способу выполнения. В медитациях первого типа внимание концентрируется на сигналах, исходящих от объекта, причем делает это непроизвольно, когда пристально всматривается, прислушивается или принюхивается, а также «вчувствывается» в болевые симптомы или другие ощущения организма. Простейшими из наиболее известных медитаций данного типа являются тратака — концентрация взгляда на блестящем предмете, созерцание деревянного шарика, практикуемое в Китае и др. Эти медитации обладают двояким эффектом. С одной стороны, сосредоточение на каком-либо внутреннем объекте приводит к его актуализации, т.е. сознательному его восприятию, что способствует расширению сознания. А с другой - длительное сосредоточение может привести к отключению внимания вследствие усталости и аутогипнозу . Медитации второго типа - это различные формы внушения, т.е. активное управление функциями организма с помощью воли. В зависимости от способа подачи волевой команды эти медитации можно разделить на визуализа ции, словесные и кинестетические внушения . Наиболее часто практикуются первые две. При визуализации волевая команда передается подсоз нанию в виде некоторых понятных ему визуальных обра зов, картин, форм.

Наиболее известными медитациями этого типа являются визуализация движения энергии в виде сияния определенного цвета, медитация на рисунках чакр, органах, мандалах и т.д. К словесным внушениям от носятся медитации, при которых волевая команда подает ся в словесной форме, как, например, в системе аутогенной тренировки И. Шульца («Моя правая рука тяжелеет») и самовнушении Э. Куэ («Мне с каждым днем становится все лучше и лучше во всех отношениях»). Практикующие ки нестетическое внушение волевым усилием пытаются вы звать в теле различные ощущения - тяжести, легкости, воздушности и т.д. В западной психологии предпочтение отдается исполь зованию активных техник. В восточных традициях, наоборот, преобладают техники концентрации, спокойст вия, созерцательного подхода, с помощью которых можно с успехом вызывать состояния восторга, молчания ума и транса. Но поскольку такие практики не подкрепляются исследованиями и наблюдениями, они не дают возможно сти человеку глубже понять себя и не ведут к свободному просветлению. Чтобы до конца постичь себя, необходимо соединять концентрацию ума с осознаванием и исследова нием.

Учитывая все сказанное выше, следует отметить, что только медитация третьего типа, собственно говоря, и яв ляется медитацией в полном смысле этого слова и представляет собой синтез обоих описанных выше типов уп ражнений.

Практикующий одновременно дает волевые команды, направленные на изменение состояния, и созерцает свое состояние, что позволяет контролировать результативность команд и корректировать их, а следова тельно, повышает шансы достигнуть желаемого состоя ния. О существовании взаимосвязи между телом и душой человека известно очень давно. В глубокую древность ухо дят своими корнями и попытки диагностировать особенности характера человека по тем или иным внешним признакам, таким как физиогномика - искусство определения характера и судьбы человека по его лицу, хирология - по линиям на ладони, френология - по особенностям строения черепа и т.д.

Однако в современной психологии данная проблема была поднята сравнительно недавно» причем рассматривалась одновременно с трех сторон. В. Райх, У. Джеймс, А. Лоуэн и некоторые другие известные психотерапевты, обнаружили, что психика человека проецирует ся на его физическое тело в виде конституционных особенностей, мышечных зажимов, контрактур. Верно и обратное: воздействуя на тело определенным образом, можно изменить состояние психики. К психосоматическим методам можно отнести статические позы, подобные упражнениям йоги, особые движения, вибрации, пение повторяющихся звуковых сочетаний, кружение на одном месте и другие методы, воздействующие на сознание через систему психосоматических со ответствий.

Сформулируем следующий общий принцип взаимодействия психики и физического тела: психика человека, в первую очередь его бессознательное, спроецировано на тело.

Проективная сетка, связывающая психику и тело, напоминает чакральную систему и выглядит следующим образом. Горло и шея связаны с интеллектом, способностью формулировать свои мысли, правом иметь свои суждения, свои мнения, принимать самостоятельные решения. Зажимы в области горла зачастую связаны с тем, что человек «зажимает» желание высказать обиду или какую-либо дру гую переполняющую его эмоцию. Это может вызывать заболевания щитовидной железы.

Зажимы в задней части шеи, шейный остеохондроз связаны с повышенным грузом ответственности, который «взвален» на человека, ино гда желанием «спрятаться», втянуть голову в шею, стать незаметным.

Грудная клетка, область сердца связанны с чувственной сферой человека.

Зажимы в этой области вызваны неумением выражать искренне и свободно такие чувства, как любовь, неприязнь, симпатии и т.д.

Наиболее распространенным типом зажимов в этой зоне является неспособ ность человека дышать полной грудью, т.е. с равномерным расширением грудной клетки во все стороны и поднятием ключиц (при ровном позвоночнике). Типичными болез нями, возникающими вследствие этих эмоциональных проблем, являются заболевания сердца, остеохондроз. Неспособность искренне радоваться всем жизненным проявлениям приводит к легочным заболеваниям, невысказы ваемые обиды - к астме.

Область живота связана с потребностью в доминировании, с властью, признанием, агрессией. Если соответствующие потребности фрустрированы - человек имеет слабый брюшной пресс, рыхлый живот, иногда заболевания брюшных органов.

Напряжение поясничных мышц связа но со страхом нападения.

Область таза связана с потребностью в сексе и удоволь ствиях. Люди с ригидным тазом, как правило, ограничи вают себя в удовольствиях. С этой же проблемой связана и плохая растяжка ног.

Характерными заболеваниями в подобном случае является поясничный остеохондроз, заболевания мочевого пузыря, внутренних подовых органов.

Жадность, стремление сэкономить на себе приводит к за порам и геморрою. Лицо, кроме волевого центра на лбу, содержит вторичные проекции всех проективных зон. Так, голова проецируется на лоб, горло - на нос, сердце - верхняя губа, живот - зубы, таз - нижняя губа, руки - щеки, локти - желва ки.

Ригидность соответствующих зон лица свидетельствует о наличии зажимов в соответствующей части тела, и соот ветствующих психологических проблем.

Дыхательные методы Дыхательные методы достижения ИСС основываются на двух принципах воздействия. 1. Изменение соотношений концентрации кислорода и углекислого газа в организме.

Увеличение концентрации кислорода способствует процессам торможения и достига ется за счет интенсивного дыхания, гипервентиляции лег ких.

Увеличение концентрации углекислого газа достигает ся за счет задержек дыхания на различных фазах и приводит к возбуждению некоторых зон мозга.

Первый тип ме тодик использовался преимущественно в первобытных культах, второй - в индийских практиках.

Комбинируя со отношение длительностей: вдох-задержка-выдох-задержка, можно добиваться строго определенного соотношения концентраций кислорода и углекислого газа в крови, тем самым достичь различных «калиброванных» состояний.

Эффективность подобного метода увеличивается также за счет непосредственного ритмического воздействия на мозг через нервные окончания, расположенные в носоглотке.

Методы ритмического дыхания использовались в магиче ской практике нин-дзюцу, в даосских психопрактиках. 2. Задействование в процессе дыхания различных групп мышц.

Взаимосвязь между различными мышцами человека, в частности дыхательными, была отмечена А. Лоуэном. Он же предложил метод активизации психических функций посредством изменения типа дыхания, Однако в религиозных практиках подобные методы использовались достаточно давно. Так, в индийской йоге различали три базовых типа дыхания, в шаманизме ис пользовались «дыхания силы» и т.д.

Особую роль ИСС играют в формировании космогони ческих представлений.

Действительно, в отличие от запад ной космогонии, всегда ориентировавшейся на описание физической реальности, космогония многих восточных религий является своеобразной картой измененных состояний сознания. Ярким примером этого может служить буддийская космогония, сферы (рупа) и миры (лока) кото рой являются описаниями ИСС, последовательно достигаемых медитирующим. Так, первая сфера - сфера желаний - включает пять уровней (миров), соответствующих привязанностям к различным группам объектов, которые оставляются при прохождении соответствующего уровня.

Вторая - сфера форм - достигается медитирующим при освобождении от эмоциональных, но не интеллектуальных привязанностей (привязанности ума к формам). Третья -сфера без форм - есть состояние пустоты ума, в котором исчезают все привязанности к внешнему миру.

Подобную «внутреннюю космогонию» можно наблю дать и в шаманских описаниях мира, космогонических об разах типа мирового дерева, мировой горы и т.д.

Своеобразным методом картографирования ИСС являются тибетские мандалы, которые построены по матричному принципу.

Четыре сегмента мандалы соответствуют четы рем базовым психоэмоциональным состояниям, которые по-разному проявляются на различных уровнях расширения сознания, представленных концентрическими окружностями.

Используя подобную схему, практикующий или его учитель могли подобрать техники, способствующие достижению строго определенных состояний, необходимых для гармонизации психики, которые выражались за полненной мандалой.

Шаманская космогония представля ла собой описание мира таким, каким видит его шаман, находясь в шаманском путешествии.

Любопытным представляется взаимодействие реально стей, порождаемых различными состояниями сознания, к ним можно отнести перенесение запредельного опыта в сферу реального. Так, уже описанные представления буддийской «медитативной космогонии» воспринимаются рядовыми буддистами как описания физического космоса.

Подобное явление можно назвать псевдоинтеграцией опыта ИСС. Она характерна для тех культур, которые не уделяли или переставали уделять должное внимание проблеме интеграции соответствующего опыта.

Вопрос об использовании наркотических веществ для достижения ИСС - один из самых деликатных в религиозной проблематике. С одной стороны, это вызвано неприятием данного метода различными морализаторствующими силами общества, а с другой стороны, тем, что господ ствующие религии настаивают на проведении четкой грани между мистическими состояниями и состояниями, ис кусственно вызываемыми с помощью наркотиков или дру гих методов. Так, доктрина римского католицизма гласит, что мистический экстаз - дар благодати, а потому не может контролироваться человеком. Между тем использование наркотических средств всегда являлось значимым элементом религиозной практики.

Достаточно вспомнить пейот, использовавшийся коренной американской (индейской) церковью, и мексиканские священные грибы, известные более двух тысяч лет, индий скую сому и коноплю зороастрийцев, греческий культ Диониса, кот. «везде... учил людей культуре виноделия и мистериям поклонения ему и везде почитался как бог», бензоин в Юго-Восточной Азии, дзенский чай, пятая чашка которого очищает, а шестая «зовет в область бессмертия», питури австралийских аборигенов и вероят но, мистический кикеон, который ели и пили во время завершения шестого дня элевсинских мистерий, христиан ский ладан . В большинстве случаев подобные вещества использова лись для того, чтобы вызывать ИСС , прежде всего видения религиозного характера. Как уже упоминалось, существует точка зрения, подтвержденная в ходе различных экспериментов, согласно которой психоделические состояния не являются подлин но религиозными. Так, У. Панке из Гарвардского университета провел следующий эксперимент: десяти студен там-теологам и профессорам перед службой в страстную пятницу ввели псилоцибин.

Эксперимент был «дважды закрытым», т.е. ни У. Панке, ни испытуемые не знали, кому ввели псилоцибин, а кому - плацебо.

Результаты эксперимента показали, что «испытуемые, получавшие псилоцибин, пережили феномены, не отличающиеся или даже вполне тождественные... категориям, выявленным нашей типологией мистицизма». Итак, в рамках большинства религий были разработаны методы искусственного вызывания ИСС. Можно выделить четыре группы подобных методов: медитативные практики; психосоматические методы; дыхательные практики; использование наркотических веществ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Роль измененных состояний сознания в жизни человеческого общества не ограничивается только рамками религий. Опыт ИСС формирует также многие другие аспекты культуры, такие как космогонические представления, философия, символизм.

Общество может по-разному относиться к подобному опыту, поощряя одни наборы ИСС, интегрируя их в социальную систему, или, напротив, отказываясь санкционировать некоторые формы такого опыта. Мы, например, живем в относительно монофазном обществе, которое ограничивает опыт и знания узким диапазоном феноменологических фаз. Для нашей культуры в целом единственным состоянием сознания, подходящим для получения инфор мации о мире, является «нормальное бодрствующее созна ние». А ведь сознание интересно тем, что в одно мгновение мы преодолеваем гигантские пространства и периоды времени, можем отбыть в свое младенчество или наглядно представить собственную старость, посетить разные исторические эпохи. По мнению многих религиозных деятелей, философов и современных психологов, сознание не замкнуто в себе самом, а имеет прямой выход в сферу Мирового Разума или Космического сознания. Чтобы подключиться к универсальному энерго-информационному полю, нужно идти не вовне, а внутрь. Не космическая ракета, а занятия медитациями, не устная работа с сознанием, погружение в глубинныеслои внутреннего мира позволяют нам установить контакт, если не с Богом, то по крайней мере, с “тонкими мирами”, с духовной иерархией бытия, которые не даны органам чувств и житейскому разуму. Таким образом, измененные состояния сознания в системе религиозного опята раскрывает себя как действительно особая реальность, где отсутствуют земные барьеры, и через которую можно соединиться с духовным началом всего мироздания.

оценка новостройки в Твери
оценка стоимости сооружений в Орле
консалтинг оценка заказать в Брянске