Геология

Теория государства и права

Физика

Педагогика

Бухгалтерский учет

Транспорт

Культурология

Радиоэлектроника

Историческая личность

Философия

География, Экономическая география

Охрана природы, Экология, Природопользование

Психология, Общение, Человек

История

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Гражданская оборона

Менеджмент (Теория управления и организации)

История государства и права зарубежных стран

Программное обеспечение

История отечественного государства и права

Налоговое право

Таможенное право

Технология

Физкультура и Спорт, Здоровье

Литература, Лингвистика

Программирование, Базы данных

Медицина

Материаловедение

Земельное право

Конституционное (государственное) право России

Москвоведение

Сельское хозяйство

Право

Компьютеры, Программирование

Гражданское право

Маркетинг, товароведение, реклама

Астрономия

Иностранные языки

Нероссийское законодательство

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Биология

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Социология

Математика

Экономико-математическое моделирование

Религия

Экономика и Финансы

Искусство

Административное право

Компьютеры и периферийные устройства

Музыка

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Российское предпринимательское право

Астрономия, Авиация, Космонавтика

Трудовое право

Банковское дело и кредитование

Муниципальное право России

Военное дело

Пищевые продукты

Политология, Политистория

Экскурсии и туризм

Криминалистика и криминология

Экологическое право

Физкультура и Спорт

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Архитектура

Промышленность и Производство

Компьютерные сети

Банковское право

Военная кафедра

Римское право

Биржевое дело

Ценные бумаги

Прокурорский надзор

Гражданское процессуальное право

Уголовный процесс

Химия

Теория систем управления

Финансовое право

Металлургия

Страховое право

Искусство, Культура, Литература

Законодательство и право

Авиация

История экономических учений

Подобные работы

Русь в период феодальной раздробленности

echo "Изяслав потерпел поражение в битве с половцами. Киевляне хотели сразиться вторично, но он воспротивился этому. Это поссорило его с киевлянами, дом его был разграблен, а сам он бежал в Польшу. П

Военная медицина Древнего Рима

echo "Философы и поэты, политики и полководцы, медики, беседовали с ними, спорили и опровергали, любили и ненавидели словно своих современников. История Рима непосредственно связана с военным делом д

Римская империя в I веке н.э. Правление династии Юлиев-Клавдиев и Флавиев

echo "Выполнил: студент ИФФ Солдатенко С.В. sesoldat@tut.by 2005 Содержание. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 стр. 1. Государствен

Тайные общества средних веков

echo "Прибавьте сюда ещё тотальный контроль католической Церкви, и вы получите приблизительную картину того времени. Теперь о благородстве - штурм Иерусалима в 1099 года, по словам очевидца, по своем

Дмитрий Иванович Иловайский

echo "Инспектирующий училище (видимо, это был будущий директор Рязанской гимназии, талантливый педагог Ф.И. Шиллинг), выслушав ответ ученика, удивился: тот знал не только параграфы учебника, но и пред

История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 вв.

echo "Небольшие военные отряды, посылавшиеся правительством, создавали укрепления. За ними часто устремлялся поток крестьян-земледельцев, да и авантюристов, искавших на новых землях скорой наживы. По

Разновидность денег

echo "Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка'. Эту замечательную фразу, которая коротко и ясно характеризует деньги, использовали в своей книге авторы учебника ' Экономикс '.

Мюнхенский сговор

echo "Введение…………………………………………………………………………………2 1.Международные отношения 1935-1938 годов...……………………………….……2 2.Претензии Гитлера на Чехословакию…………………………………………….….5 3.Мюнхенское соглашение 1938года………

Международные отношения и внешняя политика Советского Союза в 20-е - 30-е годы

Международные отношения и внешняя политика Советского Союза в 20-е - 30-е годы

Колоссальными были и экономические потери. Они составили более четверти довоенного богатства страны (свыше 40 млрд. золотых рублей). 2 Промышленное производство сократилось в 1920 г. По сравнению с 1913г. в 7 раз. 3 Сельскохоз я йственное производство сократилось за военные годы на треть.

Разрыв экономических св я зей между городом и деревней, хоз я йственна я разруха, двухлетн я я засуха (1920 и особенно 1921 гг.) обострили продовольственный вопрос.

Сильный голод охватил юг Украины, Крым, Северный Кавказ, Южный Урал, особенно Поволжье. По официальным данным, от голода и эпидемии (тиф, мал я ри я и т.п.) умерло более 1 млн. человек; по данным современных историков — около 8 млн. (около 6 % населени я ). 4 В феврале 1922 г. ВЦИК прин я л декрет об изъ я тии всех церковных ценностей дл я закупки продовольстви я голодающим. Это вызвало протест Русской Православной Церкви.

Патриарх Тихон назвал решение Советской власти св я тотатством: церковь согласна на «вольную жертву», но против изъ я ти я . На церковь обрушились репрессии. В апреле-июле 1922 г. несколько дес я тков наиболее активных противников реквизиций были осуждены на Московском и Петроградском церковных процессах. Из них 9 человек были расстрел я ны.

Глубокий экономический и, прежде всего, продовольственный кризис усугубил социальную обстановку в стране.

Кресть я нское недовольство продразверсткой вылилось в волну антибольшевистских восстаний, в которых только на территории РСФСР прин я ло участие около 150 тыс. человек. 5 Кресть я нские восстани я охватили Среднее Поволжье, Дон, Кубань, Западную Сибирь.

Наиболее крупным стало восстание под руководством эсера А.Антонова в Тамбовской и Воронежской губерни я х.

Недовольство города выразилось в рабочих забастовках начала 1921г. 24 феврал я 1921 г. в Петрограде забастовщики организовали антисоветскую демонстрацию, на подавление которой по приказу председател я Петросовета Г. Зиновьева были брошены воинские части и военные курсанты.

Недовольство, самих вооруженных сил вылилось в волнени я солдат и матросов в некоторых гарнизонах.

Чрезвычайную опасность они приобрели в феврале-марте 1921 г., когда восстала крупнейша я военно-морска я база Балтийского флота город-крепость Кронштадт. Мор я ки выступили под лозунгом «Власть Советам, а не парти я м!», 1, 2, 3, 4, 5 Загладин Н.В. Истори я России и мира в XX веке Москва «Русское слово» 2003 «Советы без коммунистов!». Восстание в Кронштадте было подавлено войсками под руководством Тухачевского.

Кронштадтский м я теж В.И.Ленин сравнил с 'молнией', котора я осветила 'действительность я рче, чем что бы то ни было'. Дл я вывода страны из общенационального кризиса при сохранении власти в руках большевиков требовалось единство партийной воли. Но парти я сама переживала кризис, который выразилс я в «профсоюзной дискуссии» (конец 1920 г. - начало 1921 г.). Речь шла о методах подхода и формах св я зи партии и государства с массами в услови я х перехода от войны к миру.

Партийное руководство раскололось на несколько фракций.

Основными были фракции Л.Д.Троцкого, 'рабочей оппозиции' (А.М.Коллонтай и А.Г.Шл я пников), В.И.Ленина («платформа 10-ти»). Троцкий со своих леворадикальных позиций требовал «закрутить гайки», покончить с остатками рабочей демократии на производстве и транспорте, ввести там военную дисциплину, полностью подчинить профсоюзы партийно-государственному руководству («огосударствить профсоюзы»). Его противники, наоборот, требовали расширить рабочую демократию, передать управление Экономикой профсоюзам («опрофсоюзить государство»). Позици я Ленина была центристской - парти я и государство не должны упускать главный рычаг управлени я народным хоз я йством, а профсоюзы, развернув демократию в своих р я дах, должны стать резервом кадров и школой управлени я хоз я йством. Итоги дискуссии подвел X съезд РКП(б) (8-16 марта 1921 г.). Абсолютным большинством голосов он утвердил ленинскую платформу.

Вместе с тем, съезд, по инициативе Ленина, прин я л резолюцию 'О единстве партии', в которой запретил внутрипартийные фракции и группировки.

Единство партии рассматривалось как «основное условие успеха диктатуры пролетариата» Прин я та я в чрезвычайных услови я х резолюци я способствовала сплочению РКП(б) на крутом повороте истории.

Однако в последующие дес я тилети я она преп я тствовала развитию внутрипартийной демократии, способствовала отрыву руководства от партийной массы. 2. Внешн я я политика в 20-е годы.

Основными направлени я ми внешней политики Советского государства и коммунистической партии в 20-е годы стало укрепление позиций СССР на международной арене и распространение коммунистического движени я в мире.

Первые договоры, заключенные в 1920-1921 гг. с пограничными странами, положили начало широкому дипломатическому признанию Советского государства. В 1922-1923 гг. РСФСР прин я ла участие в 4-х международных конференци я х: Генуэзской, Гаагской, Московской, Лозаннской. 2.1 Конференции. Одним из источников разногласий между РСФСР и ведущими странами Европы был вопрос о долгах царского и Временного правительств. В окт я бре 1921 г Советское правительство согласилось сделать р я д уступок в интересах мелких держателей русских государственных займов, а также вести переговоры о довоенных долгах при условии предоставлени я РСФСР кредитов и ее признани я ведущими странами СНК предложил созвать международную конференцию дл я рассмотрени я взаимных претензий.

Предложением заинтересовались видные де я тели западных стран, в первую очередь английский премьер-министр Ллойд-Джордж. В я нваре они решили созвать международную экономическую конференцию в Генуе (1922 г.), пригласив на нее Россию.

Руководство РСФСР прин я ло приглашение.

Братские республики поручили российской делегации представл я ть общие интересы в Генуе. Одной из главных задач, поставленных перед делегацией, я вл я лось установление экономических и торговых отношений с капиталистическими странами.

Западные страны настаивали на том, чтобы Советское правительство признало все финансовые об я зательства царского и Временного правительств; компенсировало все убытки, понесенные иностранцами от национализации их собственности, а также отменило монополию внешней торговли.

Советска я делегаци я за я вила, что не может быть и речи о возврате прежним владельцам национализированной собственности и прин я тии других требований, которые ущемл я ли бы независимость и суверенитет РСФСР. Вместе с тем, правительство России согласилось предоставить иностранным предпринимател я м концессии и признать довоенные долги при условии возмещени я ущерба, причиненного интервенцией. Член делегации М.Литвинов назвал сумму пр я мого ущерба - 39 млрд. золотых рублей, а с учетом косвенного - 50 млрд. 6 Участники конференции встретили эти цифры глухим ропотом, а Ллойд-Джордж решительно отказалс я их пон я ть.

Конференци я в Генуе не дала практических результатов. Но участие в ней РСФСР стало шагом к ее юридическому признанию странами, которые до этого отказывались иметь отношени я с Советским правительством. Кроме того, косвенным результатом конференции стало заключение в предместье Генуи Раппало советско-германского договора.

Раппальский договор предусматривал взаимный отказ сторон от возмещени я военных расходов.

Германи я отказалась от претензий в св я зи с национализацией в РСФСР частной собственности иностранцев.

Договор предусматривал немедленное возобновление дипломатических отношений между двум я странами, а также развитие торговых, хоз я йственных и правовых отношений на основе принципа наибольшего благопри я тствовани я . Отойд я от единого фронта западных держав, Германи я в 20-х годах стала союзником СССР на международной арене, несмотр я на попытку советского руководства подтолкнуть ее в 1922-1923 гг. к пролетарской революции.

Генуэзска я конференци я формально прервала свою работу, чтобы 6 Орлов А.С. Основы курса истории России Москва «Простор» 2001 продолжить ее в Гааге в качестве комиссии по русскому вопросу (лето 1922 г.). На конференции советска я сторона огласила список предпри я тий р я да отраслей промышленности, которые предполагалось предоставить иностранным концессионерам. Но поскольку партнеры по переговорам предъ я вили ультимативные требовани я как в отношении долгов, так и в отношении восстановлени я иностранной собственности, то делегаци я РСФСР фактически прервала переговоры, и втора я конференци я не дала пр я мых результатов. В Генуе Советское правительство предложило обсудить вопрос о всеобщем разоружении. Оно было отвергнуто. Тогда РСФСР обратилась к своим западным сосед я м — Эстонии, Латвии, Литве, Финл я ндии и Польше с предложением обсудить вопрос о пропорциональном сокращении вооруженных сил шести государств. Этому вопросу была посв я щена конференци я в Москве (декабрь 1922 г.). Советское правительство предложило за 1,5-2 года сократить личный состав армий стран-участниц конференции на 75 %, соглаша я сь свести численность РККА до 200 тыс. человек. 7 Это и другие предложени я правительство РСФСР рассматривало как первый шаг на пути к всеобщему разоружению Однако другие участники конференции после р я да дискуссий согласились подписать только договор о ненападении, но не общий договор о разоружении Советска я сторона не пошла на это Московска я конференци я имела важное пропагандистское значение как перва я международна я конференци я , собравша я с я на территории Советского государства и посв я щенна я разоружению. В конце 1922 г. в Лозанне (Швейцари я ) открылась международна я конференци я по ближневосточным вопросам.

Советска я страна была приглашена на нее дл я обсуждени я частного вопроса - о черноморских проливах. На завершающее заседание конференции СССР фактически не был допущен и без его участи я конференци я в Лозанне прин я ла конвенцию о режиме проливов, установив беспреп я тственный проход через них как торговых, так и военных судов и демилитаризацию проливов. Таким образом, Англии удалось создать посто я нную угрозу СССР со стороны Черного мор я С 1927 г. СССР прин я л участие в работе Подготовительной комиссии к международной конференции по разоружению, намеченной в Женеве.

Комисси я была образована Советом Лиги наций в 1925 г. Сама же Лига была создана в 1919 г. по инициативе президента США Вильсона как «инструмент мира во всем мире». Советский Союз не я вл я лс я ее членом, долго «разоблачал» империалистическую политику стран-членов Лиги наций, но со второй половины 20-х годов пошел на сближение с этой крупнейшей международной организацией.

Впервые участву я в работе IV сессии (но я брь 1927 г.), глава советской делегации, заместитель наркома иностранных дел М.М.Литвинов от имени Советского правительства выдвинул программу всеобщего и полного разоружени я : роспуск всех вооруженных сил; уничтожение оружи я ; 7 Орлов А.С. Основы курса истории России Москва «Простор» 2001 ликвидаци я ВМФ и ВВС, морских и сухопутных баз, военных заводов; прекращение военного обучени я граждан; прин я тие законов, отмен я ющих военную службу.

Выступление Литвинова привлекло внимание общественности, однако руководители стран Запада ответили на него отказом. 2.2 Договоры. Вслед за Германией к середине 20-х годов Советский Союз был признан большинством ведущих стран мира, в том числе инициаторами военной интервенции (кроме США). 1 феврал я 1924 г. впервые пришедшее к власти в Великобритании лейбористское правительство (премьер-министр Макдональд) за я вило о признании СССР де-юре.

Установление дипломатических отношений с Англией я вилось крупнейшим успехом внешней политики СССР в 20-е годы.

Финансовые взаимные претензии (по поводу потерь от национализации и интервенции) были сн я ты с повестки дн я на неопределенное врем я , была признана монополи я советской внешней торговли, дл я обеих стран устанавливалс я режим наибольшего благопри я тствовани я . В феврале 1924 г. СССР установил дипломатические отношени я с Италией (премьер Муссолини). Вслед за этим в 1924г. СССР был признан р я дом других стран - Норвегией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой и др. В окт я бре 1924 г. правительство 'левого блока' Франции во главе с Эррио, убежденным сторонником франко-советского сотрудничества, установило дипломатические отношени я с СССР. 1924 год вошел в историю советской внешней политики как год широкого дипломатического признани я СССР. В мае 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношени я СССР с Китаем.

Советское правительство аннулировало все документы и договоры, заключенные царским правительством с Китаем или с третьими странами в ущерб Китаю.

Китайско-восточна я железна я дорога (КВЖД) была объ я влена совместным коммерческим предпри я тием и должна была управл я тьс я двум я странами на паритетных началах. В я нваре 1925 г. СССР установил дипломатические и консульские отношени я с Японией.

Японское правительство эвакуировало свои войска с Северного Сахалина (захваченного во врем я русскоя понской войны). Советское правительство предоставило Японии концессии на Северном Сахалине, в частности, на эксплуатацию 50 % площади нефт я ных месторождений. В 1924-1925 гг. СССР установил дипломатические отношени я с двенадцатью государствами Европы, Азии, Америки.

Внешнеполитическа я изол я ци я СССР была окончательно ликвидирована. Лишь США отклон я ли все советские предложени я о нормализации отношений. 2.3 Конфликты. В 20-е годы СССР был причастен к трем международным конфликтам (1923, 1927, 1929 гг.), которые отразились на его внутренней политике и судьбе НЭПа.

Весной 1923 г. в советских территориальных водах Белого мор я были задержаны английские рыболовецкие траулеры. В св я зи с этим английское правительство опубликовало «ультиматум Керзона», требу я в течение 10 дней отказатьс я от советской «антибританской» пропаганды на Востоке, отозвать советских представителей из Ирана и Афганистана, уплатить компенсацию за задержанные траулеры и за расстрел в 1920 г. английского шпиона.

Одновременно в Белое море была отправлена канонерка дл я зашиты английских судов с правом применить силу, «если это будет необходимо». СНК РСФСР пошел навстречу некоторым требовани я м.

Одновременно рабочие р я да английских юродов (Бирмингема, Лондона и др.) пригрозили правительству всеобщей стачкой, если оно начнет войну против СССР. В итоге, конфликт был исчерпан дипломатическим путем.

Кратковременность «военной тревоги 1923 г.» не изменила курс внутренней политики, но способствовала обострению первого кризиса НЭПа. В мае 1927 г в поисках «агентов Коминтерна» английска я полици я совершила налет на лондонскую контору англо-советского кооперативного общества (АРКОС) Обвинив СССР во вмешательстве во внутренние дела Англии, английское правительство аннулировало экономическое соглашение 1921 г. и разорвало дипломатические отношени я с СССР. Снова заговорили о близости войны. «Военна я тревога 1927 г.» зат я нулась до 1929 г. Вновь пришедшие к власти в Великобритании лейбористы в но я бре 1929 г. восстановили дипломатические отношени я с СССР Однако за эти годы ситуаци я в СССР существенно изменилась принима я необратимые формы. Она усугубилась в св я зи с ситуацией в Маньчжурии вокруг КВЖД. После переворота, осуществленного в Китае главнокомандующим Чан Кай-ши, Китай предъ я вил претензии на единоличное владение дорогой, построенной Россией.

Претензии были подкреплены провокаци я ми, которые вошли в историю как «конфликт на КВЖД». В мае 1929 г. в Харбине («столице» КВЖД) был совершен налет на помещение Генерального консульства СССР. Полици я искала «агентов Коминтерна». Было арестовано 39 советских граждан. В июле того же года китайцы захватили телеграф КВЖД, по всей линии закрыли советские хоз я йственные учреждени я , в районе дороги арестовали более 200 граждан СССР. 8 К осени число арестованных и посаженных в концлагер я советских граждан превысило 2 тыс. человек. 9 В августе китайские войска перешли советскую границу и вторглись на территорию СССР. 20 августа 1929 г. СССР разорвал отношени я с Китаем. Част я м Особой Дальневосточной армии под командованием 8, 9 Орлов А.С. Основы курса истории России Москва «Простор» 2001 В.К.Блюхера было приказано очистить территорию СССР от налётчиков. К но я брю 1929 г. эта задача была выполнена. В двадцатые годы активизировалась де я тельности советских коммунистов на международной арене. Она осуществл я лась через сеть международных коммунистических, рабочих и кресть я нских организаций. Все они в той или иной степени зависели от Коммунистического интернационала, который на своем III конгрессе (Москва, июль 1921 г.) выдвинул задачу скорейшего образовани я коммунистических партий, завоевани я ими масс (лозунг «к массам»), создани я массовых революционных организаций. В их число входили: Коммунистический интернационал молодежи (КИМ, 1919 г.), Профсоюзный интернационал (Профинтерн, 1921 г.), Кресть я нский интернационал (Крестинтерн, 1921 г.), Международна я рабоча я помощь (Межрабпом, 1921 г.), Международна я организаци я помощи борцам революции (МОПР, 1922 г.). Во многом благодар я этим организаци я м СССР добилс я широкого международного признани я в 20-е годы.

Одновременно радикализаци я их де я тельности вызвала повышенную настороженность прав я щих кругов многих стран к Советскому Союзу. 3. Внешн я я политика 30-х годов. 3.1 Международное положение СССР в начале 1930-х годов.

Основной целью внешней политики СССР было укрепление своего политического положени я на международной арене и расширение экономических св я зей. Этих целей СССР смог в значительной степени достичь к середине 1930-х годов; однако в конце дес я тилети я Советский Союз оказалс я фактически в международной изол я ции. В обстановке мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) дл я сохранени я валютных поступлений правительство СССР увеличило экспорт своих товаров, снизив до минимума их цену.

Внешнеторгова я политика СССР вызвала в 1930-1932 гг. годах резкий протест во многих странах, которые обвин я ли Советский Союз в демпинге, то есть вывозе на мировой рынок товаров по цене ниже их себестоимости. По их мнению, эта политика обеспечивалась массовым применением принудительного труда в СССР и именно она привела к экономическому кризису на Западе. В июле 1930 г. США, пораженные кризисом более других стран, стали инициатором экономической блокады СССР. Они запретили ввоз советских товаров, стали задерживать советские грузы. К блокаде присоединились Франци я , Бельги я , Румыни я , Югослави я , Венгри я , Польша, а также Англи я , несмотр я на нежелание лейбористского правительства обостр я ть отношени я с Москвой. Из крупных стран лишь Германи я не присоединилась к бойкоту. Она, напротив, резко увеличила товарообмен с СССР, став его главным торговым партнером.

Одновременно Франци я выступила с инициативой «объединени я Европы» против СССР (план «пан-Европа»), то есть создани я антисоветского блока европейских государств.

Поскольку Лига Наций не поддержала эту инициативу, французское правительство решило подтолкнуть Польшу, Румынию и прибалтийские государства к давлению на СССР. В эти страны увеличились поставки французского оружи я . Другой причиной усилени я враждебности к СССР стала сплошна я коллективизаци я , сопровождавша я с я закрытием церквей и ссылками кресть я н, преимущественно христиан. В феврале 1930 г. римский папа Пий XI объ я вил «крестовый поход» против СССР. В Западной Европе и США в феврале-марте 1930 г. состо я лись молебстви я , митинги и демонстрации против преследовани я религии и христиан в СССР. 3.2 Укрепление международного положени я СССР. Коррективы советской внешнеторговой политики и приход к власти летом 1932 г. во Франции леворадикального правительства во главе с Э.Эррио положили начало укреплению международного положени я СССР. В 1932 г. Советский Союз заключил договоры о ненападении с Польшей, Финл я ндией, Латвией, Эстонией и Францией. В том же году СССР восстановил дипломатические отношени я с Китайской республикой.

Осенью 1933 г. США признали СССР, установив с нашей страной дипломатические отношени я . Нормализаци я советско-американских отношений стала главным успехом внешней политики СССР 1930-х годов. В 1933-1935 гг. дипломатические отношени я были также установлены с Испанской республикой, Румынией, Чехословакией, Болгарией и др. странами. К середине 30-х годов Советский Союз установил дипломатические отношени я с большинством стран мира. В 1934 г. 30 государств-членов Лиги Наций во главе с Францией направили приглашение СССР вступить в эту международную организацию.

Вступление СССР в Лигу Наций стало свидетельством его возросшего вли я ни я и авторитета. Не мирова я революци я , а всемирное разоружение - такова была перва я крупна я внешнеполитическа я инициатива сталинского руководства на международной арене. На международной конференции по сокращению и ограничению вооружений (Женева, 1932 г.) делегаци я СССР во главе с наркомом иностранных дел М.М.Литвиновым выдвинула три предложени я : проект всеобщего и полного разоружени я или же частичного разоружени я , предусматривавшего полное уничтожение наиболее агрессивных типов вооружений; проект декларации об определении нападающей стороны (агрессора); превращение конференции по разоружению в посто я нную «конференцию мира». Ни одно из этих предложений не было поддержано женевской конференцией. Она закончила свою работу в июне 1934 г., име я в своем активе два основных решени я - признание права Германии на «равноправие» в вооружени я х и план «качественного разоружени я » («план Макдональда»), предусматривавший предельные цифры сухопутных и воздушных вооруженных сил лишь европейских стран. В ходе конференции два будущих инициатора новой мировой войны - Япони я и Германи я - вышли из Лиги Наций. В свою очередь, СССР на международной экономической конференции (Лондон, июль 1933 г.) подписал с дес я тью государствами Конвенцию об определении агрессора.

Агрессором признавалось государство, которое объ я вит войну другому государству, вторгнетс я на его территорию без объ я влени я войны, бомбардирует его территорию или установит морскую блокаду.

Захват Японией составной части Кита я - Маньчжурии (1931 г.), приход к власти в Германии фашистов (1933 г.), с их откровенными планами «похода на Восток», создали я вную угрозу миру. В этих услови я х СССР был я вно заинтересован в формировании систем коллективной безопасности как в Европе, так и в Азии. В 1933 г он начал переговоры по этому вопросу с Францией и США. 3.3 Проблема коллективной безопасности в 1930-е годы.

Переговоры о Восточном пакте (1933-1935 гг.), которые вел СССР, предусматривали заключение регионального соглашени я р я да европейских государств (Польши, Чехословакии, прибалтийских государств) о взаимной помощи против возможной агрессии Германии.

Франци я насто я ла, чтобы участниками пакта стали не только СССР, Польша, Чехословаки я , прибалтийские государства и Финл я нди я , но и Германи я ; сама же она стремилась стать гарантом Восточного пакта. СССР согласилс я с этим.

Однако переговоры зашли в тупик и фактически были свернуты из-за решительного возражени я против пакта Германии и Польши.

Косвенным результатом переговоров я вились два договора о взаимопомощи, заключенные СССР с Францией и Чехословакией в 1935 г. При этом договор с Чехословакией содержал существенную оговорку, согласно которой об я зательства о взаимопомощи действовали лишь при оказании одновременной помощи стороне-жертве нападени я со стороны Франции. Этой оговоркой Чехословаки я ограничила возможность СССР по оказанию ей помощи в случае нападени я агрессора.

Переговоры о Тихоокеанском пакте (1933-1937 гг.), которые СССР, вел с США, преследовали цель сдержать я понскую агрессию в районе Тихого океана.

Проект пакта, выдвинутый СССР, предусматривал сделать его участниками СССР, США, Китай и Японию, т.е. державы, имевшие интересы в тихоокеанском регионе. К середине 1937 г. переговоры окончательно зашли в тупик из-за отказа США поддержать не только план, но и идею его создани я . В июне 1937 г. Ф.Рузвельт за я вил, что «пактам веры нет». Единственной гарантией безопасности на Тихом океане он считал сильный военно-морской флот США. 3.4 Борьба с я понской агрессией. В июле 1937 г. Япони я напала на Китай. В Азии началась зат я жна я воина. Через мес я ц СССР заключил с Китаем договор о ненападении.

Одновременно он стал оказывать Китаю помощь военной техникой, оружием, боеприпасами, снар я жением. В Китай были направлены советские добровольцы, прежде всего летчики, которые защищали китайские города от налетов я понской авиации. В 1938-1939 гг. я понское правительство предприн я ло две попытки сорвать помощь Советского Союза Китаю и при благопри я тных услови я х захватить дальневосточные территории СССР. 29 июл я 1938 г. я понские войска вторглись на советскую территорию в районе озера Хасан. В качестве повода Япони я выдвинула претензии на р я д высот в этом районе.

Войска Дальневосточного фронта (командующий Маршал Советского Союза В.К.Блюер) к 11 августа 1938 г. отбросили противника и восстановили государственную границу. В мае 1939 г. я понские войска вторглись в Монголию.

Агресси я «оправдывалась» претензи я ми на часть территории Монгольской Народной Республики в районе реки Халхин-Гол. СССР оказал соседу военную помощь. Бои шли с переменным успехом, достигнув наибольшего ожесточени я во второй половине августа 1939 г.

Советские войска были объединены в 1-ю армейскую группу под командованием Г.К.Жукова. К концу августа я понские войска были отброшены в Маньчжурию; 15 сент я бр я 1939 г. в Москве СССР, МНР и Япони я подписали соглашение о ликвидации конфликта у реки Халхин-Гол. В сент я бре 1940тг. в Токио был подписан германоя поно-италь я нский военный пакт.

Согласно ему, Япони я признала право Германии и Италии на создание «нового пор я дка» в Европе, а Германи я и Итали я - право Японии на создание «нового пор я дкА» в Восточной Азии. В то же врем я советские дипломаты смогли добитьс я заключени я с Японией пакта о нейтралитете (13 апрел я 1941 г). 3.5 Англо-франко-советские переговоры 1939 г. В 1938-1939 гг.

Германи я начала осуществл я ть свои агрессивные планы по «расширению жизненного пространства». В марте 1938 г. она оккупировала Австрию, в сент я бре 1938 г. на Мюнхенской конференции добилась от Англии и Франции согласи я на присоединение Судетской области, составной части Чехословакии (« Мюнхенский сговор»). В марте 1939 г.

Германи я захватила всю территорию Чехословакии. Чехи я и Морави я были присоединены к Германии в качестве протектората, а в Словакии было создано марионеточное правительство.

Чехословацка я арми я без сопротивлени я была разоружена, ее оружие и военное снар я жение перешли германским вооруженным силам. В услови я х роста военной угрозы со стороны Германии в Москве в марте-августе 1939 г. велись англо-франко-советские переговоры по заключению договора о взаимопомощи.

Камнем преткновени я на переговорах я вилась позици я Англии и Франции, которые добивались безусловного вступлени я в войну СССР, если они подвергнутс я агрессии, сами же оговаривали свою помощь Советскому Союзу р я дом условий.

Поскольку СССР не имел общей границы с Германией, он добивалс я от партнеров по переговорам согласи я на проход своих войск через территорию Польши; получив отказ, советска я делегаци я 22 августа прервала переговоры.

Провал переговоров был выгоден Германии, котора я смогла сорвать тройственный антигерманский военный союз. 3.6 Советско-германские переговоры 1939 г. В мае 1939 г.

Германи я за я вила о желаний улучшить отношени я с СССР, если он не пойдет по пути «окружени я » Германии вместе с Англией и Францией. 23 августа 1939 г. в Московском Кремле нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов и министр иностранных дел Германии Риббентроп подписали советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет. Он предусматривал как отказ от агрессии в отношении друг друга, так и от поддержки третьих стран, в случае их нападени я на одну из договаривающихс я стран. 28 сент я бр я 1939 г. СССР и Германи я подписали договор «О дружбе и границах». Он предусматривал прекращение антифашистской пропаганды в СССР и антикоммунистической пропаганды в Германии, налаживание всесторонних отношений между двум я странами и установление общей границы, прошедшей по территории разгромленной Польши (по рекам Западный Буг и Нарев). Существование секретного протокола к договору о ненападении с Германией долгое врем я категорически отрицалось советской дипломатией и исторической наукой. Это привело к по я влению теорий, согласно которым СССР несёт значительную долю ответственности за разв я зывание Второй мировой войны.

Однако нельз я забывать, что инициаторами курса на подготовку войны были фашистские режимы Германии и Италии.

Лидеры всех стран, как СССР, так и государств Запада, в 30-е гг. недооценили опасность фашизма. Это т я жёлым бременем легло на плечи их народов. Летом 1939 г.

Действительно был упущен последний шанс поставить преграду на пути фашистской агрессии.

Помехой оказались попытки политиков стран Запада следовать курсу умиротворени я Германии, их недоверие к СССР. Они подтолкнули Советский Союз к проведению политики, которую У. Черчилль охарактеризовал как «холодно расчётливую» и «в высшей степени реалистичную». 3.7 Расширение СССР. 1 сент я бр я 1939 г.

Германи я напала на Польшу. 3 сент я бр я Франци я и Англи я объ я вили Германии войну.

Началась втора я мирова я война. В короткий срок польска я арми я была разгромлена, правительство Польши бежало в Лондон. 17 сент я бр я Красна я Арми я перешла советско-польскую границу и к концу сент я бр я присоединила к СССР захваченные Польшей в 1920 г. западные земли Украины и Белоруссии.

Польша как самосто я тельное государство перестала существовать. 28 сент я бр я - 10 окт я бр я 1939 г. СССР заключил договоры о взаимопомощи с государствами Прибалтики, предусматривавшие размещение советских гарнизонов и военно-морских баз на территории Эстонии, Латвии и Литвы. В марте 1939 г. СССР предлагал Финл я ндии заключить договор о взаимопомощи.

Получив отказ, он в окт я бре того же года предложил отодвинуть на несколько дес я тков километров советско-финл я ндскую границу на Карельском перешейке, а также сдать Советскому Союзу в аренду участок финской территории у входа в Финский залив дл я защиты Ленинграда.

Правительство Финл я ндии отвергло это предложение.

Советское руководство решило достичь своих внешнеполитических целей силой. 30 но я бр я 1939 г. началась 104-дневна я советско-финл я ндска я война. Ценой больших потерь Красна я Арми я лишь в феврале прорвала мощную систему укреплений («лини я Маннергейма») и устремилась к центру Финл я ндии и ее столице.

Руководство Финл я ндии предложило переговоры, и 12 марта 1940 г. в Москве между СССР и Финл я ндией был подписан мирный договор. Финл я нди я отказалась от участи я в антисоветских коалици я х, отодвинула границу на Карельском перешейке на 150 км от Ленинграда (до Выборга), передала СССР р я д других территорий, а также островов в Финском заливе, сдала ему в аренду на 30 лет полуостров Ханко.

Больша я часть присоединенных территорий была объединена с Карельской АССР, которую преобразовали в Карело-Финскую ССР и включили в состав СССР на правах союзной республики. Лига Наций осудила СССР как агрессора и в декабре 1939 г. исключила его из своего состава. В июне 1940 г.

Советское правительство обвинило правительства прибалтийских государств в нарушении пактов о взаимопомощи и ввело на территорию Прибалтики дополнительные войска.

Военное давление СССР привело к изменению политической ситуации в Эстонии, Латвии и Литве. Там были сформированы правительства просоветской ориентации, которые провозгласили свои республики социалистическими и обратились к советскому руководству с просьбой включить их в состав СССР. В августе 1940 г.

Литовска я , Латвийска я и Эстонска я советские социалистические республики стали составными част я ми Советского Союза. В конце июн я 1940 г. правительство СССР направило ультиматум Румынии, требу я срочно вывести войска из Бессарабии, оккупированной в 1918 г. и из Северной Буковины, где проживали преимущественно украинцы. Не получив поддержки со стороны Германии, правительство Румынии было вынуждено удовлетворить советские требовани я . 30 июн я Красна я Арми я зан я ла освобожденные территории, выйд я на реку Прут.

Бессараби я была присоединена к Молдавской АССР, которую преобразовали в Молдавскую ССР и включили в состав СССР в качестве союзной республики.

Северна я Буковина вошла в состав УССР В итоге внешнеполитической активности СССР его состав к осени 1940 г. вырос до 16 союзных республик, значительно увеличилась европейска я территори я Советского Союза. Это создало услови я дл я укреплени я обороноспособности СССР на северо-западных, западных и юго-западных границах.

Однако к июню 1941 г. новые границы не были надежно укреплены. 4. Список используемой литературы: 1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России.

Москва «Простор» 2001 2. Загладин Н.В. Истори я России и мира в XX веке.

оценка самолета стоимость в Туле
оценка стоимости ноу хау в Липецке
оценка стоимости автомобиля для наследства в Белгороде