Внимание! ​go-diplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

 ​  Россия

  go-diplom.ru

Помогаем студентам

   ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Лечебная физическая культура при черепно-мозговой травме

Лечебная физическая культура при черепно-мозговой травме

Благодаря этому происходит поддержание постоянства внутренней среды организ ма (гомеостаз) и приспособление его как единого целого к изменяю щимся условиям внешней среды. У человека по сравнению с выс

Понятие и основания освобождения от уголовной ответственности

Другой предпосылкой становления и развития этого института в российском уголовном законодательстве явилось то ,что значительная часть преступлений, предусмотренных Уголовным Кодексом РСФСР 1960 года,

История Рогнединского района

Княгиня не снесла унижений и решила отомстить за всё мужу. Рогнеда, когда Владимир уснул в её опочивальне, занесла над ним нож. Князь проснулся и успел схватить жену за руку. Посовещавшись с приближ

Внематочная беременность

Классификация . Международная классификация болезней (МКБ Х) предлагает следующую классификацию внематочной беременности. а. Абдоминальная (брюшная) беременность б. Трубная беременность (1) Беременн

Американский путь развития сельского хозяйства

Период XVII – XVII вв. – время выдающихся географических открытий, в это время были исследованы ранее неизвестные уголки планеты. Европейские государства и их представители осваивали огромные террито

Футбольные фанаты как часть общества

Прежде всего, необходимо прояснить вопрос о том, кого считать футбольным фанатом, а кого просто болельщиком. Этот вопрос весьма спорен и окончательно не прояснен даже у самих фанатов. Тем не менее, су

Дети из социально-неблагополучных семей как объект профилактики злоупотребления наркотиками

Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребёнком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая при этом чрезмерной опеки. Необходимо знать окружение подростка и уме

Дворцовые перевороты

Преемники Петра хотя изредка и говорили об общем благе, но делали это по инерции или в силу внешнего подражания. Личное участие в управлении государством не простиралось далее того, что относилось к

Скачать работу - Лечебная физическая культура при черепно-мозговой травме

Благодаря этому происходит поддержание постоянства внутренней среды организ ма (гомеостаз) и приспособление его как единого целого к изменяю щимся условиям внешней среды. У человека по сравнению с высшими животными нервная система обогатилась новыми структурами и связями. Это создало условия для активной трудовой деятельности, развития высших психических функ ций (сознания, мышления, речи), формирования сложных форм соци ального поведения.

Клеточное строение.

Элементарной структурно-функциональной единицей нервной системы человека является нервная клетка — ней рон (невроцит). В ней различают тело (сому) и отростки двух типов: дендриты и аксон.

Дендриты — относительно короткие протоплазматич еские выросты, у большинства нейронов многочисленные. Они сильно ветвятся, зачастую покрыты шипиками.

Нейрит (аксон) — у большин ства нейронов одиночный отросток, имеющий центральную часть (осе вой цилиндр) и миелиновую оболочку. В конечных разветвлениях ак сонов имеется синапс — сложное ультраструктурное образование. Че рез синапсы нейроны контактируют друг с другом и с клетками других органов и тканей. По дендритам возбуждение проходит к телу нейрона. Его ответная реакция в виде потенциала действия (нервного импуль са) по аксону передается другим нейронам или клеткам исполнитель ных органов (мышечным, железистым). Нейроны различаются по форме (пирамидные, клетки-зерна, гру шевидные, многоугольные и др.), по величине аксонов (короткои длиниоаксонные), по количеству отростков (мультиполярные, униполярные, биполярные), по функциональному назначению (чувствительные, встав очные, двигательные), по гистохимическим и фармакологическим реак циям и т. п.

Аксоны центральных и ганглионарных нейронов, собранные в пуч- ки, образуют проводящие пути мозга и периферические нервы. Нерв- ные волокна отличаются по диаметру (калибру), наличию или отсутст- вию мякотной (миелиновой) оболочки и др. У человека большинство волокон относится к мякотному типу.

Безмякотные волокна, имеющие меньшую скорость проведения импульсов, преобладают в вегетативной у нервной системе.

Другой структурный элемент нервной системы — глиальная клетка (глиоцит). Глиальные клетки многообразны по происхождению, структуре и функциям.

Выделяют микрои макроглию, основное на значение микроглии — фагоцитоз. В случае гибели нейронов (эта по теря невосполнима) они заполняют участки нервной ткани.

Макроглия выполняет опорную и трофическую функции, ее клетки продуцируют миелин. Глия влияет на скорость окислительно-восстановительных про цессов, она играет роль в ферментативной активности нейронов.

Совокупность тел нейронов с дендритами составляет серое веще ство мозга, совокупность аксонов — белое (за счет оболочки) веще ство. Серое вещество в ЦНС представлено ядрами и корой, белое — проводящими путями. В периферической нервной системе серое веще ство образует узлы — ганглии, белое дает периферические нервы.

Краткие сведения об эмбриогенезе.

Нервная система развивается из наружного зародышевого листка — эктодермы. Она закладывается на дорсальной поверхности эмбриона в возрасте 2,5 нед. в виде нервной пластинки. Края пластинки приподнимаются, образуют валики, кото рые, смыкаясь, превращаются в нервную трубку. В стенке трубки име ются эмбриональные клетки двух типов: нейробласты — будущие нейроны и спонгиобласты — будущие глиальные клетки.

Несколько рань ше этого за пределами будущей нервной трубки закладываются груп пы нейробластов (ганглиозная пластинка), из которых в дальнейшем формируются черепные, спинномозговые и вегетативные ганглии. Из клеток, входящих в базальную (нижнюю) пластинку нервной трубки, будут развиваться двигательные нервные клетки, из клеток крыльной (верхней) пластинки — чувствительные. Рано дифференциру ются передний и задний отделы нервной трубки. Ее передний (крани альный) конец — будущий головной мозг — характеризуется чрезвы чайно быстрыми темпами роста, большими абсолютными и относитель ными размерами, замедленными и поздними сроками созревания. В каждом из отделов мозга сохраняется первичная полость: в спин ном мозгу — в виде центрального канала, в головном — желудочков. Все желудочки сообщаются друг с другом. В них погружены сосудис тые сплетения, продуцирующие мозговую жидкость. Они играют боль шую роль в газообменных и трофических процессах.

Стенки желудоч ков выстланы эпендимой, которая в эмбриогенезе выступает как кам биальная ткань.

Оболочки мозга.

Спинной и головной мозг одевают твердая, пау тинная и мягкая оболочки. Самая внутренняя из них, пронизанная кровеносными сосудами, называется иначе сосудистой. В головном моз гу она проникает в борозды, прорастает в нервную ткань и образует со судистые сплетения в желудочках.

Паутинная оболочка срастается с мягкой, но не погружается, как первая, в борозды и сосудов не содер жит.

Твердая оболочка головного мозга — двойная. Ее наружный ли сток срастается с надкостницей. 2. Строение и функции головного мозга Головной мозг — пожалуй, самое удивительное творение природы. Это материальный субстрат мысли, уникальный инструмент познания окружающего мира, средоточие духовной деятельности человека. Мозг непрерывно перерабатывает, анализирует, кодирует, сопоставляет информацию, поступающую извне, а также от различных органов и тканей, регулирует работу отдельных органов и систем, интегрирует их деятельность. В головном мозге человека выделяют эволюционно древнюю часть, состоящую из мозгового ствола, мозжечка, и более позднее образование — полушария большого мозга.

Мозговой ствол включает продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Здесь локализуются многочисленные скопления нервных клеток — ядер, обладающих разнообразными функциями. Так, например, комплекс ядер, расположенных в продолговатом мозге, выполняет функции дыхательного центра, регулирующего как вдох, так и выдох. Одни ядра среднего мозга представляют собой первичные зрительные, другие - слуховые центры, третьи — центры мышечного тонуса... Особо следует выделить ретикулярную, или сетевидную, формацию мозгового ствола. Она образована крупными и мелкими ядрами, которые соединены между собой густой сетью нервных волокон. Эта структура выполняет функции связного между различными частями центральной нервной системы. Ей также отводится роль энергетического центра мозга, непрерывно как бы подзаряжающего энергией и активизирующего кору больших полушарий.

Промежуточный мозг расположен на границе с полушариями большого мозга. В него входят правый и левый таламусы, или зрительные бугры, являющиеся как бы последней инстанцией, через которую проходят все чувствительные нервные пути, направляющиеся в кору больших полушарий. В промежуточном мозге находится и гипоталамус, или подбугорье. На весьма небольшом участке мозга, который занимает гипоталамус, сосредоточено более сорока различных ядер; обычно их делят на передние, средние и задние. Это центры вегетативной нервной системы, регулирующие обмен веществ в организме (воды, солей, белков, углеводов и т.д.), температуру тела, работу органов сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной и других систем.

Гипоталамус имеет связь практически со всеми отделами мозга, но особенно тесно и анатомически и функционально он связан с лежащим рядом гипофизом. В организме нет другой железы, которая по многообразию своего действия могла бы сравниться с гипофизом. В нем различают три доли: переднюю, промежуточную и заднюю. И каждая доля секретирует, выделяет свои гормоны. Роль их в жизнедеятельности организма необычайно велика.

Например, передняя доля гипофиза продуцирует соматотропный гормон, называемый еще гормоном роста, ибо он оказывает самое непосредственное влияние на рост и развитие организма. А гонадотропные гормоны, вырабатываемые здесь же, способствуют половому созреванию, нормальной деятельности половых желез. Сзади и сверху к мозговому стволу примыкает мозжечок, крупными пучками нервных волокон соединяющийся с продолговатым и спинным мозгом, с ядрами моста, среднего, промежуточного мозга, с большими полушариями.

Состоит мозжечок из двух полушарий, которые, подобно полушариям большого мозга, покрыты складчатой корой толщиной 1—2,5 миллиметра, и заключенного между ними участка, так называемого червя. Мозжечок участвует в организации двигательных актов, главным образом сложных, требующих четкой координации, тонкой дифференцированное™. При поражениях мозжечка координация движений резко нарушается, человек теряет способность сохранять равновесие.

Большой мозг представлен двумя полушариями, правым и левым.

Полушария разделены глубокой продольной щелью. А соединены между собой спайками, самая большая из которых—мозолистое тело. По нервным волокнам, образующим эти спайки, идет обмен информацией и осуществляется связь между полушариями, благодаря чему обеспечивается надежная и точная работа мозга как единого органа.

Поверхность полушарий, словно плащом, покрыта корой — серым веществом толщиной от одного до пяти миллиметров. Кора, сотканная более чем из 15 миллиардов нервных клеток— нейронов, имеет складчатый рельеф.

Наиболее глубокие извилины делят каждое полушарие на доли: лобную, височную, теменную, затылочную и островковую. В зависимости от функциональной специализации и закономерностей распределения нейронов в коре различают сенсорные зоны, моторные, или двигательные, а также ассоциативные зоны.

Нейронами этих зон и осуществляется высший, тонкий анализ всей информации, поступающей из внешнего мира и внутренней среды организма. И на основе результатов анализа принимаются решения, реализуемые через посредство приказов различным органам.

Недаром великий физиолог И. П. Павлов назвал кору «распорядителем и распределителем всей деятельности организма». В глубине полушарий располагаются крупные скопления серого вещества —базальные (подкорковые) ядра, функции которых связаны с организацией сложных движений и эмоций. Между полушариями и базальными ядрами находится белое вещество, образованное нервными волокнами проводящих путей головного мозга. В толще всех отделов головного мозга располагаются его полости—желудочки.

Сосудистые сплетения желудочков продуцируют спинномозговую жидкость (ликвор), постоянно оттекающую в пространство под паутинной оболочкой головного и спинного мозга, а затем в венозную сеть. 3. Причины возникновения и течение заболевания Сотрясение головного мозга — возникает почти во всех случаях черепно-мозговой травмы, рассматривается как ее наиболее легкая форма.

Преобладают обратимые функциональные изменения головного мозга.

Клинически сотрясение проявляется симптомами диффузного поражения мозга с потерей сознания и преобладанием общемозговых симптомов. В остром периоде могут быть микроочаговые симптомы, проходящие в ближайшие 2—3 дня.

Патоморфологические проявления сотрясения представлены гиперемией мягкой мозговой оболочки, венозным застоем, отеком, мелкими геморрагиями, иногда дистрофическими изменениями нервных клеток, и волокон.

Сотрясение головного мозга сопровождается нарушением сознания от легкого (сомноленция) до выраженного (сопор), тошнотой, рвотой, головной болью, головокруже нием, нарушением памяти на обстоятельства травмы (антероградная амнезия), а в некоторых случаях и на предшествовавший травме период (ретроградная амнезия), комбинированной (антероретроградная амнезия), бледностью кожных покровов, потливостью, замедлением или учащени ем пульса с недостаточным его напряжением, незначительными измене ниями АД, адинамией.

Отмечаются равномерная гипотония мышц конеч ностей, равномерная гипорефлексия, снижение реакции зрачков, иногда анизокория, болезненность при движении глазных яблок вверх и в стороны, нередко в сочетании с головокружением, спонтанным нистаг мом различного характера и интенсивности.

Относительно редки в первые часы после травмы микроочаговые симптомы, имеющие топикодиагностическое значение (нарушения обоняния, легкая девиация кончи ка языка, легкая неравномерность глубоких рефлексов, отсутствие или снижение брюшных и кремастерных рефлексов и т. д.). В последующие дни больные жалуются на головную боль, реже тошноту, головокружение, вялость, раздражительность, бессонницу, приливы крови к голове. При отоневрологическом исследовании иногда выявляются вестибуляр ные симптомы. На глазном дне в течение первой недели после травмы определяется расширение вен, порой стушеванность границ дисков зрительных нервов. При сотрясении головного мозга состав спинномозговой жидкости не имеет существенных изменений, она прозрачна, без примеси крови.

Ликворное давление в 60% случаев повышено ( 200 мм вод. ст. и выше), у 20% пострадавших может оставаться нормальным (120—180 мм вод. ст.), у 20% больных составляет НО мм вод. ст. и ниже.

Признаком гипотензнойного синдрома является истечение спинно мозговой жидкости при пункции из иглы редкими каплями или отсут ствие истечения—так называемая сухая пункция при проходимых ликворных путях. При гипотензионном синдроме у пострадавших часто возникают жажда, бледность и цианоз, гиподинамия и астения, наблюдаются выраженные оболочечные симптомы и жесточайшие сжимающие головные боли, усиливающиеся при переходе в вертикальное положение и уменьшающиеся в горизонтальном.

Больные предпочитают лежать с опущенной головой, без подушки (симптом «опущенной головы»). Клини чески гипотензионный синдром проявляется симптомом «опущенной головы», тахикардией, артериальной и венозной гипотензией.

Общемоз говые признаки более выражены. Для гипертензнойного синдрома характерны брадикардия и артериально-венозная гипертония. При сотрясении мозга с незначительными клиническими проявлени ями утрата сознания бывает кратковременной (до нескольких минут), пострадавший быстро выходит из оглушенного состояния.

Головная боль не отличается интенсивностью, практически отсутствуют вегетатив ные и неврологические симптомы.

Улучшение наступает через 3—5 сут, состояние нормализуется в течение 10—15 сут. Для сотрясения головного мозга с выраженными клиническими проявлениями характерна более длительная потеря сознания — от нес кольких минут до 3 ч.

Больной медленно выходит из состояния общего оглушения, возможны спутанность сознания и психомоторное возбужде ние; вегетативные нарушения выражены на протяжении нескольких дней после травмы.

Состояние улучшается через 7—10 сут, а клинические проявления исчезают через 2—4 нед.

Неврологические «микросимпто мы» могут выявляться в течение нескольких месяцев после травмы. Без лечения (несоблюдение постельного режима и др.) состояние пострадавшего может заметно ухудшаться и симптоматика становится резкой, заболевание становится затяжным. 4. Лечебная физкультура а).Особенности метода ЛФК

Применение лечебной физической культуры основано на разумном использовании естественной биологической функции организмадвижении.

Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом активной функциональной терапии.

Лечебная физкультура у подавляющего большинства больных при соответствующем выборе физических упражнений является методом патогенетической терапии, так как оказывает непосредственное влияние на реактивность всего организмаможет изменять развитие и исход патологического процесса.

Занятия лечебной физкультурой оказывают лечебный эффект только при условии правильного, регулярного и длительного применения физических упражнений. Для этой цели разработаны методика этих занятий, показания и противопоказания к их назначению, гигиенические требования к местам занятий, учет эффективности. Общая методика лечебной физкультуры определяет принципы и правила проведения занятий физическими упражнениями, дозировку физической нагрузки, классификацию физических упражнений, схему курсов лечения, формы применения лечебной физкультуры, схему режимов движения( режимов активности) и др.

Частные методики лечебной физкультуры для отдельных категорий больных разрабатывают с обязательным учетом патогенеза и клинической картины заболевания, возраста, пола и состояния тренированности больного, задач, которые надлежит решить с помощью физических упражнений и выбора их для непосредственного воздействия с целью восстановления нарушенных функций. При этом специальные упражнения должны сочетаться с общеукрепляющими физическими упражнениями, обеспечивая общую и специальную тренировку.

Физические упражнения могут выполняться по словесному указанию после их показа. У больных, находящихся в постельном режиме, и у ослабленных больных при проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо сочетать показ и словесные объяснения. Во время занятий лечебной гимнастикой следует избегать посторонних раздражителей ( например, посторонние разговоры и т.п.). Наличие болей нарушает нервную регуляцию, что может вызвать скованность движений, расстройство вегетативных реакций.

Особенно страдают процессы регенерации.

Оптимальный (удобный для больного) ритм повторения физических упражнений способствует длительному сохранению работоспособности. При максимальных напряжениях быстро нарастает утомление и кислородное голодание.

Неблагоприятное влияние на организм во время выполнения физических упражнений оказывает натуживание (усиленный выдох при закрытой голосовой щели). Необходимо его избегать, следить за дыханием.

Упражнениям на волевое активное расслабление мышц следует обучать с первых занятий. Этот вид физических упражнений для начинающих является относительно трудным.

Вначале может наблюдаться повышение тонусы мышц и скованность движений. Более легко расслабление можно выполнять непосредственно после энергичного мышечного напряжения.

Эффективность физических упражнений при музыкальном сопровождении усиливается. б).Периоды общей ЛФК

Процесс восстановления здоровья и трудоспособности больных носит название медицинской реабилитации. По решению всемирной организации здравоохранения принято различать два периода реабилитации – больничный и послебольничный.

Лечебная физическая культура широко используется в медицинской реабилитации, и ее применение условно делится на соответствующие периоды.

Период ЛФК – это отрезок времени, характеризующий анатомо-функциональное состояние поврежденного органа и всего организма в целом. В лечебной физической культуре различают три периода: Первый период (вводный) – острый, щадящий, период вынужденного положения, или иммобилизации.

Анатомическое и функциональное состояние органа и всего организма в целом нарушено. Так, например, при черепно-мозговой травме в первом периоде имеются анатомические нарушения целостности костей и внутричерепного содержания и нарушение функций поврежденного органа, а также целого ряда других, связанных напрямую с деятельностью головного мозга. В этом периоде физиологическая кривая нагрузки в основном одновершинная, с максимальным подъемом в середине основной части занятия лечебной гимнастикой.

Отношение дыхательных общеразвивающих упражнений к специальным 1:1. Темп медленный и средний. В занятие включается 25% специальных и 75% общеразвивающих и дыхательных упражнений. Время основной части занятия составляет около 13 времени всего занятия.

Второй период (основной) – функциональный, период восстановления функций.

Анатомически орган в основном восстановлен, а функция по-прежнему резко нарушена.

Например, при черепно-мозговой травме иммобилизация снята, костное повреждение устранено, но функции головного мозга ограничены. Во втором периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения разные.

Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:2. Темп средний. В занятие включается 50% специальных упражнений и 50% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет около 12 времени всего занятия.

Третий период (заключительный) – тренировочный, период окончательного восстановления функции не только пострадавшего органа, но и всего организма в целом.

Например, после черепно-мозговой травмы наступило полное восстановление: черепная кость окрепла, общее состояние органа приблизилось к норме, но большие физические нагрузки –висы, упоры, поднятие тяжестей - больной выполнить не может.

Необходимо постепенно восстановить возможность выполнения этих упражнений. В третьем периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения различные. Темп медленный, средний и быстрый.

Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:3 или по мере необходимости. В занятие включается 75% специальных упражнений и 25% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет около 23 времени всего занятия. в).Общая методика проведения занятий при повреждениях головного мозга .

К повреждениям головного мозга относятся: острое поражение мозгового кровообращения (инсульт и апоплексия), травмы, заболевания (энцефалит) и опухоли.
При поражениях головного мозга, выражающихся в парезах или параличах любой этиологии (травма, инсульты, заболевания), проводится комплексное лечение больного, направленное на предупреждение развития контрактур в суставах конечностей и трофических нарушений (пролежни); на борьбу с застойными явлениями в органах (пневмония) и тканях (флебит, тромбофлебит, трофические язвы); на нормализацию работы всех органов и систем: кровообращение, дыхание, выделения, обмена веществ; на быстрейшую выработку компенсаторных двигательных навыков, необходимых для перевода больного из одного положения в другое. В комплексное лечение, кроме лечебных мероприятий, входит обучение больного передвижению и ходьбе - вначале с опорой-с костылями, ходилками - четырехножками, палкой, а затем без опоры; обучение умению пользоваться необходимой ортопедической аппаратурой: корсетом, крепящими аппаратами, ортопедической обувью; обучение самообслуживанию и трудовым процессам. ~ В первом периоде занятия ЛФК проводятся в течении короткого времени несколько раз в день. В занятии используется одно исходное положение.

Дыхание 1:1. Темп выполнения упражнения медленный.

Физиологическая кривая одновершинная. В занятия включается лечение положением, пассивная разработка суставов, в которых имеется ограничение движений. ~ Во втором периоде продолжительность занятий составляет около получаса.

Используются разные исходные положения.

Дыхание 1:2. Темп выполнения упражнений средний и медленный.

Физиологическая кривая двухи трехвершинная.

Продолжается лечение положением и пассивная разработка суставов. В этом периоде в занятия включаются упражнения с предметами, обучение самообслуживанию, пользованию ортопедическими приспособлениями, переходу в положение стоя, ходьбе в аппаратах и без них, с опорой и без. ~ В третьем периоде занятия продолжаются несколько часов (включая одевание и снятие ортопедической аппаратуры). Используются разные исходные положения.

Дыхание 1:2, 1:3. Темп выполнения упражнений разный.

Физиологическая кривая многовершинная. В занятия включаются упражнения на снарядах, тренажерах.

Максимальное внимание уделяется восстановлению координации движений, равновесия, быстроты реакции, играм, танцам, лечебному плаванию и элементам спорта – волейбола, баскетбола, ходьбы на лыжах и др. г).Система упражнений ЛФК при черепно-мозговых травмах.

Ушиб головного мозга по своей тяжести, симптомам и клиническим проявлениям дает картину тяжелого сотрясения мозга с глубоким повреждением. К наиболее частым осложнениям ушиба головного мозга относятся порезы и параличи конечностей, расстройства слуха, зрения, обоняния, вкуса, речи и интеллекта (травматическое слабоумие). При открытых и закрытых травматических повреждениях головного мозга сроки назначения лечебной гимнастики сугубо индивидуальны.

Дыхательную гимнастику и упражнения для мелких и средних мышечных групп назначаются после прекращения тошноты и рвоты, активную лечебную гимнастику – за несколько дней перед тем, как пострадавшему будет разрешено сесть. При порезах и параличах пассивную лечебную гимнастику назначают, несмотря на тяжелое состояние больного, еще в отделении реанимации или интенсивной терапии.

Существует система - целый ряд упражнений при черепно-мозговых травмах, направленных на восстановление функций головного мозга и всего организма в целом. В начальном периоде – (первые сутки) - черепно-мозговой травмы лечебная гимнастика не используется. В раннем периоде ( I ) – (2-5-е сутки) – применяют специальные дыхательные упражнения, общее и локальное лечение положением. При благоприятном течении травматической болезни уже в конце раннего периода начинают занятия специальной лечебной гимнастикой.

Используют в основном пассивные и полупассивные упражнения.

Упражнения выполняются в исходном положении, лежа на спине. При всех видах повреждения головного мозга исключаются упражнения для головы, т.к. они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и т.д.

Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям (преимущественно статистического типа) и упражнения для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей. В комплексы упражнений вначале включаются 5-10 упражнений с минимальным числом повторений (дыхательные по 2-3 раза, остальные по 2-4 раза). Темп их выполнения медленный. В первые дни после травмы занятия проводятся 1 раз в день, а по мере улучшения общего состояния больного может быть доведен до 15-20 мин. В промежуточном периоде ( II ) – (5-30-е сутки) – стойкие поражения мозговых функций приобретает специфические для данной локализации травмы черты. В двигательной сфере – это гемипарезы или гемиплегии (в некоторых случаях тетрапарезы), нарушения координации движений, парезы черепных нервов, в психической – астенический синдром, нарушение памяти, другие расстройства высших корковых функций. В этом периоде расширяют программу дыхательных упражнений, продолжают лечение положением, проводят общеукрепляющую и специальную лечебную гимнастику.

Дыхательные упражнения носят динамический характер.

Расширение программы лечебного дыхания заключается в том, что больной активно принимает необходимые исходные положения и выполняет дыхательные упражнения, обучается диафрагмальному, грудному и смешанному типу дыхания. Также проводят упражнения для головы и туловища (опускание, поднимание, повороты, круговые движения) в исходных положениях лёжа и сидя, в минимальной дозировке (1-2 раза). По мере адаптации число повторений увеличивается. После освоения больным совместных движений головой и туловищем назначают изолированные движения одной головой. Они выполняются между общеразвивающими и дыхательными упражнениями, в медленном темпе, по 1-2 раза каждое, с паузами между ними. При появлении неприятных ощущений паузы увеличивают.

Большое внимание уделяют разнообразным по характеру упражнениям в равновесии и на координацию движений, постепенно увеличивая их число и сложность. В основную часть занятий включаются упражнения на внимание, точность, тренировку памяти, ловкость и упражнения в ходьбе (после травматического повреждения головного мозга нередко бывает нарушение походки). При порезах и параличах больные выполняют упражнения с помощью здоровой руки, аппаратов и приспособлений. При спастических параличах пострадавшего обучают самостоятельному расслаблению мышц.

Занятия во II периоде производятся 3-4 раза в день, продолжительность их 30-50 мин. При отсутствии или незначительном появлении двигательных нарушений, а также при астеническом синдроме в этом периоде можно проводить общеукрепляющий массаж и гимнастические упражнения общеукрепляющего типа, которые дозируют в зависимости от неврологического и соматического состояния больного.

Однако наличие сколько-нибудь значительных двигательных расстройств ( в основном спастических парезов и атаксий) в сочетании с нарушениями функции равновесия требует применения методов специальной лечебной гимнастики.

Вначале они имеют полупассивный характер, т.е. выполняются со значительной помощью инструктора, а затем становятся более активными. В позднем восстановительном периоде ( III ) – (4-5-я неделя после тяжёлой травмы) – при полном восстановлении здоровья решается задача тренировки всех опорно-двигательных навыков.

Продолжают проводить дыхательные упражнения, лечение положением и некоторые пассивные движения.

Упражнения выполняются в разных исходных положениях, в разном темпе, дыхание 1:3 и свободное.

Однако все эти методы лишь дополняют активные движения. В занятия включаются упражнения на координацию, с предметами, в положении вниз головойв висе, на кольцах, гимнастической стенке, подвижные игры.

Прыжки, подскоки и бег разрешаются врачом в каждом случае индивидуально. В III периоде назначается трудотерапия.

Восстановительные мероприятия имеют ряд особенностей. Так, при выполнении дыхательных упражнений не допускается гипервентиляция, которая может провоцировать эпилептоидные приступы и усиливать опасность возникновения поздних эпилептических припадков. При стабилизации кровообращения и ликвороциркуляции значительно увеличивают общую физическую нагрузку.

Выявление чёткой клинической картины посттравматических нарушений движений, чувствительности и высших корковых функций позволяет применять активные упражнения, направленные на восстановление временно нарушенных функций или на перестройку и компенсацию утраченных функций. В компенсаторной активизации больных после черепно-мозговой травмы эффективны занятия на специальном столе, конструкция которого позволяет изменять угол наклона его плоскости к горизонтали.

Постепенно увеличивая во время занятий угол наклона стола и меняя место приложения фиксирующих ремней (на уровне крупных суставов ног, поясничного и грудного отделов позвоночника), можно дозировать нагрузку на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую и вестибулярные системы больного, функции которых страдают при сотрясении мозга.

Осторожная ортостатическая нагрузка способствует адекватной тренировке сердечной мышцы, нормализует центральный и периферический сосудистый тонус.

Постепенное увеличение нагрузки ( по мере перехода к вертикальному положению) на нижние конечности и позвоночник повышает их готовность к предстоящей деятельности – вставанию и ходьбе.

Изменяющийся темп (резкий или плавный) подъёма плоскости улучшает адаптационные свойства вестибулярного аппарата, особенно у больных с травматическим очагом в височной области или задней черепной ямке.

Постепенная тренировка в переходе к вертикальному положению благотворно влияет на ликвоциркуляцию. В зависимости от состояния больного и степени его тренированности увеличивается продолжительность занятий в положениях, приближающихся к вертикальному. Если продолжить говорить о специальных активных упражнениях в позднем восстановительном периоде, то необходимо отметить, что они должны быть строго дозированными, целенаправленными и адекватными локальному неврологическому статусу.

Характер, число и очередность упражнений подбирают для больного строго индивидуально. При вялых парезах и параличах подобный выбор упражнений облегчается предварительной оценкой мышечной системы больного по общепринятой пятибалльной системе.

Особенно важны специальные активные упражнения, направленные на дифференцированное овладение всей гаммой мышечной деятельности. Сюда относится обучение минимальным мышечным напряжениям, восстановление умения дозировать мышечное напряжение, скорость движения, амплитуду движения, время переключения и другие физические величины движения.

Большое внимание уделяют активному зрительному, проприоцептивному, Слуховому и другим видам контроля со стороны больного. В комплекс упражнений включают также обучение целенаправленным двигательным актам.

Каждое действие проводят вначале пассивно, под зрительным контролем больного, затем активно 3-4 раза на здоровой конечности. Далее активное движение выполняют одновременно в обеих конечностях с коррекцией движения в пораженной конечности. После этого заданное движение совершают только пораженной конечностью. В ряде случаев легче делать движения не одновременно в обеих конечностях, а попеременно в здоровой и пораженной.

Легкие действия чередуют с более сложными. При невозможности выполнить сразу весь двигательный акт больного обучают отдельным элементам этого действия, затем « связкам» между элементами и всему акту. Если выполнение какого-либо действия затруднено из-за непреодолимых очаговых поражений мозга, то больному предлагают движения и действия компенсаторного типа, направленно замещающие утраченный двигательный акт. В позднем периоде черепно-мозговой травмы большое внимание уделяют предупреждению и устранению непроизвольных содружественных движений, которые часто возникают у больных.

Борьбу с этим дефектом ведут с помощью фиксации (пассивной) неработающей конечности, активным волевым противодействием со стороны больного, специальными противосодружественными движениями в разных исходных положениях и, наконец, воссозданием нормальных содружественных движений.

Особое место в комплексе лечебно-восстановительных мероприятий занимает обучение стоянию и ходьбе.

Проведение лечебно-тренировочных занятий на специальном вращающемся столе – первый этап восстановления функции статики и походки.

Непосредственно после этих занятий (в разные сроки – от 3 недель и позже) начинают обучение больного вставанию и передвижению.

Восстанавливается биомеханический рисунок акта вставания – наклон корпуса вперед с одновременным напряжением четырехглавых мышц, разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, движение рук вперёд и т.д. В положении стоя больной обучается равномерному распределению массы тела на обе ноги, затем переносу тяжести тела с одной ноги на другую, равновесию в шаге, непосредственно элементам шага и соединению их в ходьбу, координированным движениям рук и ног при ходьбе.

Обучение ходьбе – сложный процесс, успешность которого во многом зависит от правильного поэтапного подбора упражнений, строго специфичных для клинической двигательной картины у больного.

Помимо вышеуказанных упражнений, применяют специальные упражнения для ликвидации нарушений координации движений. К ним относятся тренировка сочетанных действий в различных суставах рук, ног, туловища при выполнении таких важных двигательных актов, как ходьба, повороты на месте и в движении, передвижение по пересеченной плоскости (неровность опоры, спуск и подъём по лестнице, уменьшенная плоскость опоры и т.д.), выполнение бытовых и трудовых целенаправленных действий и др.

Используют упражнения для восстановления и укрепления функций равновесия, специальную вестибулярную гимнастику, тренировку устойчивости к различным «сбивающим» функциям влияния.

Вестибулярную гимнастику, рефлекторные упражнения ( с использованием нормальных синергий) и специальные упражнения применяют в промежуточном и начале позднего периода.

Вестибулярная гимнастика включает в себя глазодвигательные упражнения в сочетании с поворотами и наклонами головы, задания на ориентировку в определении скорости, размеров и направления движущихся предметов.

Рефлекторные упражнения строятся на основе содружественного включения различных мышечных групп в определенный двигательный акт.

Противоатактические упражнения заключаются в тренировке на выполнение одной и той же двигательной задачи различными методами ( так называемое увеличение вариативности решения задачи). Вырабатываются такие качества, как точность и меткость.

Интенционный тремор снижается и вестибулярная гимнастика сочетаются с другими видами лечебной физической культуры, входя в общий комплекс лечебно-восстановительных мероприятий в позднем периоде травматической болезни. В резидуальном периоде – проводятся лечебно-восстановительные мероприятия, начатые в предыдущий период. Кроме того, осуществляется направленная компенсация утраченных двигательных функций с целью обучения необходимым бытовым и трудовым навыкам, самообслуживанию и передвижению, трудовым процессам и тем самым социальной реабилитации больного.

Эффективность занятий лечебной гимнастикой может быть повышена специальными занятиями, трудотерапией, которая в сочетании с перечисленными методами ЛФК активно способствует физической, бытовой и социальной реабилитации больного после черепно-мозговой травмы.

Особого подхода требуют больные, перенёсшие тяжёлую черепно-мозговую травму с нарушением жизненно важных функций.

Сложность двигательных дефектов при подобных травмах обуславливается комбинированным поражением пирамидных, экстрапирамидных и мозжечковых систем в различных сочетаниях и проявлениях.

Комплекс восстановительнокомпенсаторных мероприятий проводится с учётом сочетанного поражения и включает различные методы реабилитации. Так, лечение положением предусматривает устранение мышечной дистонии - сочетания мышечной гипертонии с гипотонией ( как следствие подкорково-стволовых поражений). К этим тоническим нарушениям нередко присоединяются паркинсоподобные симптомы – общая ригидность, скованность, тремор, каталептоидность. Всё это требует частого чередования статического лечения положением ( чаще лонгетами ) и пассивных редрессирующих движений. При восстановительном лечении следует учитывать состояние психики больных.

Длительно сниженная психическая активность, малая контактность или неконтактность больных, быстрая истощаемость вынуждают применять пассивные и полуактивные методы лечения, искать обходные пути при восстановительной терапии.

Применяют упражнения с использованием шейно-тонических и реципрокных рефлекторных связей, сочетающиеся с пассивными и полупассивными движениями, лечение положением.

Постепенное восстановление психической и психологической активности позволяет увеличить объём и разнообразить лечебную нагрузку.

Особых приёмов восстановительного обучения и переобучения требуют нарушения высших корковых функций – апраксия, афферентные парезы, акинезия и др.

Специфическим является и сочетание приёмов, которые применяют для лечения как спастических, так и вялых парезов. В более поздние периоды при обучении стоянию и ходьбе применяют комбинированные методы, необходимые для лечения и компенсации пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточности.

Обучение попеременному напряжению мышц-антогонистов и восстановление правильного рисунка шага при пирамидной патологии, изменение темпа и ритма ходьбы, восстановление естественных синкинезий и динамическая поддержка головы петлей Глиссона при экстрапирамидальной патологии, вестибулярная и противоатактическая гимнастика при мозжечковой патологии – все эти методы восстановительно-компенсаторного лечения используют в различных сочетаниях, объёме и последовательности.

Настойчивое и непрерывное занятие с использованием различных средств лечебной физической культуры даёт положительный эффект даже при самых тяжёлых формах черепно-мозговой травмы и способствует возвращению пострадавших к активной социальной жизни.

Многообразие двигательных дефектов при черепно-мозговой травме не позволяет привести конкретных комплексов ЛФК при каждой форме, поэтому специалисту следует ориентироваться на средства лечебной физической культуры, используемые при черепно-мозговой травме, с последующим применением специальных упражнений. Таким образом, можно дополнить, что система лечебно-восстановительных упражнений при поражениях головного мозга зависит в первую очередь от состояния больного.

Вначале больные выполняют элементарные, лёгкие упражнения, а по мере улучшения состояния переходят к сложным и в последующем к тренировочным упражнениям. д).Комплекс упражнений утренней гимнастики. Как правило, каждая процедура утренней гимнастики состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.

Вводный раздел, длительностью 10—20% от общего времени занятий, состоит преимущественно из элементарных упражнений и призван постепенно подготовить организм больного к возрастающей нагрузке. В основном разделе, составляющем 60-80% времени занятий, осуществляется общее и специальное тренирующее воздействие на организм.

Соотношение общеразвивающих упражнений со специальными определяется индивидуально, в зависимости от стадии патологического процесса и режима двигательной активности. На данном этапе физиологическая нагрузка должна быть наибольшей. В заключительном разделе (10—20% общего времени) путем простейших гимнастических и дыхательных упражнений нагрузка постепенно снижается.

Комплекс утренней гимнастики: 1. Вращение головой.

Исходное положение (И. п.) — стоя, руки на пояс. На счет 1—4 — круговое движение головой вправо. То же в другую сторону. 10—-20— 30 раз. 2. Повороты головы. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1—2 — поворот головы вправо; 3—4 — и. п. То же в другую сторону. 6—-8—10 раз в каждую сторону. 3. Поднимание плеч. Может выполняться с гантелями. И. п.—стоя. На счет 1—2—поднять оба плеча вверх; 3—4 — и. п. 10—20—30 раз. 4. Отведение локтей назад. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1—2— отвести локти назад, стараясь соединить их за спиной, вдох; 3—4 — и. п., выдох. 8—12—16 раз. 5. Соединение рук за спиной. И. п.— стоя, руки за спину (на пояснице), кисти переплетены. На счет 1—2 — вытянуть руки вниз за спиной, отводя плечи назад, выдох; 3—4 — и. п„ вдох. 8—12— 16 раз. 6. Наклоны туловища вперед и назад. И. п.— стоя. руки — на пояс. На счет 1 — наклон вперед; 2—и. п.: 3— наклон назад: 4—и. п.

Движения выполняются медленно и плавно. 10—20—30 раз. 7. Наклоны туловища в сторону. И. п.— стоя, руки —на пояс. На счет 1 --2 — наклон туловища вправо: 3—4 - и. п.; то же — в другую сторону.

Упражнение выполняется медленно, без рывков. 20—30—40 раз. 8. Повороты туловища. И. п.— стоя. руки — на пояс. На счет 1—2—поворот туловища вправо; 3—4 — и. п. То же — в другую сторону. При выполнении поворотов ноги остаются неподвижными, спина прямая. 10—20—30 раз. 9. Вращение туловища. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1—4 — круговое движение туловища вправо: 5—8 — то же — в другую сторону.

Движение начинается от тазобедренных суставов. 8—16—30 раз. 10. Поднимание ног в сторону. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1—2— отвести правую ногу в сторону; 3—4 — и. п. То же другой ногой.

Упражнение выполняется с возможно большей амплитудой. 6—10—18 раз. 11. Сгибание и разгибание ноги вперед. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1 — поднять согнутую ногу коленом вверх: 2 — не опуская ноги, выпрямить ее вперед; 3 — вернуться в положение счета 1: 4—и. п. То же — другой ногой. 6—8—10 раз каждой ногой. 12. Сгибание и разгибание ноги назад. И, п.— стоя, руки на пояс. На счет 1 — согнуть ногу как можно выше назад; 2 — не опуская ноги, выпрямить ее назад; 3 — вернуться в положение счета 1; 4—и. п. То же — другой ногой. 10—12—16 раз каждой ногой. 13. Сгибание и разгибание стопы. И. п.— стоя, правая нога вперед — вниз, руки на пояс. На счет 1 — согнуть стопу на себя; 2—и. п. То же — другой ногой. То же с круговыми движениями стопой. 20—30—40 раз каждой ногой. 14. Махи ногами вперед и назад.

Вначале упражнение выполняется у опоры, затем без нее. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1 — мах ногой вперед, носок на себя; 2 — вернувшись в и. п., мах ногой назад, носок на себя. 8—16—24 раза каждой ногой. 15. Махи ногами в стороны.

Сначала упражнение выполняется с опорой, по мере освоения — без нее. И. п.— стоя, руки на пояс, ногу вывести вперед на 45°, носок — на себя. На счет 1 — мах ногой скрестно перед опорной; 2 — мах в другую сторону. То же — другой ногой. 8—16—24 раза каждой ногой.

Дозированная ходьба Подъем по ступенькам с частотой 1ст в секунду.

Первая неделя занятий – подъем до 7 этажа 5-6 раза в день.

Вторая неделя – подъем до 8 этажа 5-6 раза в день. И постепенно в таком темпе, в зависимости от состояния повышать нагрузку. 5. Питание Рациональное питание, построенное на научных основах, обе спечивает правильный рост и формирование организма, спо собствует сохранению здоровья, высокой умственной и физиче ской работоспособности и продлению творческого долголетия.

Особое значение рациональное питание имеет для людей, зани мающихся физической культурой и спортом. Оно способствует повышению работоспособности, быстрейшему восстановлению после утомления и достижению высоких спортивных результа тов.

Питание строится с учетом специфики вида физических упражнений и спорта, этапов подготовки и индивидуальных осо бенностей занимающихся. Пища представляет со бой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к пи ще, следующие: оптимальное ее количество, соответствующее энергетическим затратам человека в процессе жизнедеятельно сти; полноценное качество, т. е. включение всех необходимых питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, ми неральных солей), сбалансированных в оптимальных пропор циях; разнообразие и наличие различных продуктов животного и растительного происхождения; хорошая усвояемость, прият ный вкус, запах и внешний вид; доброкачественность и безвред ность. 6. Двигательная активность Определение двигательной активности больного очень важно, т.к. от этого показателя во многом зависит способность человека к самообслуживанию, осуществлению ухода за собой, выполнению различных действий, необходимых для нормальной жизнедеятельности, для независимости в повседневной жизни. Для оценки двигательной активности, прежде всего, необходимо понаблюдать за больным, его подвижностью, уровнем самостоятельности при выполнении повседневной работы. Об уровне двигательной активности будут свидетельствовать и результаты выполнения определенных тестов. Важно определить функциональные возможности больного: его мобильность (подвижность), уровень бытовых и социальных навыков. Это позволит определить необходимость посторонней помощи и применения специальных вспомогательных приспособлений. Для оценки мобильности больного просят выполнить следующие задания: · повернуться в кровати со спины на живот и с живота на спину в положении лежа; · сесть из положения лежа на спине; · встать с кушетки из положения лежа; · встать с кушетки из положения сидя; · пройтись по комнате, подняться и спуститься по ступенькам лестницы (необходимо обратить особое внимание на то, как быстро утомляется больной, есть ли у него болевые ощущения); · если больной пользуется креслом-каталкой, то необходимо пронаблюдать, как он им пользуется; · для оценки уровня бытовых навыков больного просят показать, как он самостоятельно одевается и раздевается, расстегивает и застегивает пуговицы, чистит зубы, бреется, причесывается, умывает лицо, моет тело, пользуется столовым прибором и т.п. 7. Вредные привычки Вредные привычки — курение, употребление алкогольных на питков и наркотиков — оказывают пагубное влияние на здо ровье и значительно снижают умственную и физическую работоспособность. Они не совместимы с занятиями физическими уп ражнениями и спортом.

Курение — вредная и опасная привычка, которая развивает ся по принципу условного рефлекса. При курении даже сигарет с фильтрами в организм вместе с табачным дымом поступают многие ядовитые продукты.

Особой токсичностью отличаются никотин и смолистые вещества.

Никотин является сильнейшим ядом.

Смертельная доза никотина для человека — 50 мг. При выкуривании одной сигареты в организм поступает около 1 мг никотина.

Курение является, по существу, сознательным хроническим отравлением организма.

Следует подчеркнуть, что курение серьезно мешает умственной деятельности, полноценным тре нировкам и повышению спортивного мастерства.

Поэтому отказ от табака — необходимое условие обретения хорошего здоровья, успешной учебы и достижения высоких спортивных результа тов.

Употребление алкогольных напитков ведет к резким нару шениям здоровья и значительному снижению умственной работоспособности.

Алкоголь оказывает отрицательное воздействие прежде всего на центральную нервную систему.

Установлено, что даже малые дозы алкоголя угнетают тормозные процессы в ней, поэтому нарушается необходимый баланс между тормоз ными и возбудительными процессами в пользу последних. Та ким образом, возбуждение, по существу, является следствием ослабления тормозных процессов, а не стимуляции возбудитель ных. При этом у человека резко снижаются интеллектуальные способности. Он не может быстро и точно мыслить, становится невнимательным, допускает много ошибок.

Вместе с этим нарушается и физическая работоспособность, уменьшается скорость двигательных реакций, снижается сила, ухудшается точность движений.

Необходимо подчеркнуть, что принятый алкоголь оказывает отрицательное действие и на следующий день, что проявляется в снижении умственной работоспособности, ухудшении самочувствия и т. д.

Употребление спиртных напитков не только разрушает здоровье, но и отрицательно сказывается на волевых качествах человека, ослабляет умственную деятельность, приводит его подчас к аморальным поступкам.

Полный отказ от алкогольных напитков — залог хорошего здоровья, успешной учебы и высоких спортивных результатов.

Употребление наркотиков, даже эпизодическое, оказывает губительное воздействие на организм и может привести к тяжелому заболеванию.

Введенные в организм наркотики вызывают особое состояние эйфории (возбуждения), которое сопровождается подъемом настроения и одновременно помрачением сознания (оглушением), искажением восприятия действительности, снижением внимания, расстройством мышления и нарушением координации движений.

Коварное действие наркотиков заключается в привыкании к ним, что характеризуется рядом признаков. Во-первых, это необходимость повышать первоначальные дозы наркотиков, так как прежние дозы уже не дают желаемого эффекта. Во-вторых, непреодолимое влечение к данному препарату и стремление вновь получить его, несмотря ни на что. В-третьих, у человека, привыкшего к наркотику и лишенного его, развивается тяжелое состояние, которое характеризуется физической слабостью, тоской, бессонницей. Чаще всего роковым шагом на пути к наркомании становится однократный прием наркотика из-за любопытства, из желания испытать его действие либо с целью подражания. В последнее время наряду с наркотиками используются различные токсические вещества и лекарства, также вызывающие состояние оглушения. При употреблении таких веществ происходит значительное отравление организма, вплоть до смертельных случаев. 8. Народные средства При сотрясении мозга от удара, падения и т. п. уложить пострадавшего , расстегнуть одежду, опрыскать лицо и грудь холодной водой. Виски и темя смачивать эфиром, гофманскими каплями или уксусом с водой. Д авать нюхательные средства, внутрь — гофманские капли, а также нес колько капель уксусного эфира с водой. Кроме того — холодные прим очки или лед на голову, клизмы с уксусом. При красном лице и жаре головы — пиявки за уши и к носовой перегородке.

Сотрясение мозга может протекать без клинических симптомов и хара ктеризуется лишь потерей сознания в момент травмы и потерей памя ти на ближайшие события, предшествующие травме. Как правило, такие больные стремятся уйти из больницы, так как им кажется, что они чувствуют себя хорошо.

оценка азс в Калуге
оценка аренды земельного участка в Туле
экспертиза мотоцикла в Липецке

НАШИ КОНТАКТЫ

Адрес

Россия

НОМЕР ТЕЛЕФОНА

8-800-887-40-94

График

пн-пт с 8:00-22:00 сб,вс - выходной

Email

zakaz@​go-diplom.ru

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ДОСТУПНО 24 ЧАСА В ДЕНЬ!
Thank you! Your message has been sent.
Unable to send your message. Please fix errors then try again.